Volume: 6, Issue: 2

1/09/2014

Уральские студии: самоопределение в пространстве педагогических идей
Демакова И.Д. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стратегия, воспитательная деятельность педагога, гуманизация, молодые преподаватели вуза, новые формы повышения квалификации, эссе, эмоциональный фон.

АННОТАЦИЯ: В статье представлен анализ результатов  реализации проекта «Воспитательная деятельность педагога в условиях обновления стратегии образования». Проект был разработан и реализован в июне 2014 года  в  Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете совместными усилиями отдела дополнительно  профессионального образования  университета и кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки г. Москвы.


Вызовы нового времени в документах о стратегии развития воспитания в Российской Федерации

 «Стратегия» понимается как искусство планирования,  как деятельность, основанная на точных прогнозах, как искусное руководство действиями людей для достижения общих  целей. В каждом приведенном определении есть смысл, но   наиболее   адекватным феномену «воспитание»  нам представляется  трактовка  стратегии как системы мер, направленной на обеспечение организации долгосрочного конкурентного преимущества отечественного воспитания.

В течение последних 10 лет проблемы воспитания детей занимают в государственных документах весьма значительное место, однако особую роль среди них играет президентский Указ   «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» (июнь 2012 г.).  В Указе анализируются проблемы социума, которые оказывают огромное влияние на «пространство детства»,  нередко являясь источником его дегуманизации. Серьезное внимание уделяется вопросам воспитания миролюбия, повышения устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам у детей и молодежи; задачам  формирования комфортной и доброжелательной для жизни детей среды; а также разработке технологии социального партнерства, использованию общественно-профессиональной экспертизы; распространению  на территории РФ положительного опыта европейских   стран в деле воспитания и соблюдения прав ребенка и обеспечению позитивной  социализации детей и молодежи.

Совершенствование воспитательной компоненты не может осуществляться спонтанно и автономно. Хотя, бесспорно, в реализации этой задачи у каждого региона, города, школы будут свои оригинальные программы, не похожие одна на другую, тем не менее, очевидно, что  должна существовать инвариантная часть, без которой невозможно реализовать то понимание стратегии воспитания, которую мы выбрали в качестве рабочего определения.  Речь, в частности, идет о необходимости построения новой системы повышения квалификации всего педагогического корпуса, в том числе вузовских преподавателей.

Из дневника преподавателя

Я работаю в системе повышения квалификации  свыше 20 лет, куда пришла после школы, где  долгие годы преподавала литературу и была заместителем директора по воспитательной работе; и после вуза, где  преподавала студентам педагогику. Общение с взрослыми коллегами, имеющими как правило значительный опыт работы, сначала показалось мне  менее интересным, но затем я нашла в нем особую прелесть. Это случилось тогда, когда я  определила главное направление своей работы. Речь идет о  повышении квалификации педагогов в области воспитания. В центре моего внимания оказались вопросы смыслов, специфики, концептуальных основ воспитательной деятельности педагога, а главным направлением — проблемы ее гуманизации.

Первые 10 лет я работала с классными руководителями, заместителями директоров школ по воспитательной работе, школьными психологами, социальными педагогами, руководителями кружков и  студий, организаторами детских лагерей. Этот опыт не только обогатил меня, но и принес видение проблем педагогов-воспитателей. В последние 10 лет — одним из важных направлений моей деятельности, равно как и деятельности моих коллег — профессоров  кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации стала работа с преподавателями вузов с целью помочь им в освоении теории воспитания, ознакомлении с лучшими мировыми и отечественными образцами деятельности в сфере воспитания, в моделировании воспитательного пространства вуза и воспитании студентов как будущих педагогов.

Именно эти задачи ставили мы перед собой, организуя курсы повышения квалификации в ПГГПУ. В программе, заблаговременно высланной будущим участникам курсов, были определены следующие цели:  развитие профессионального мышления слушателей и их самоопределение в пространстве педагогических идей.

Была еще одна задача, которую я считала весьма важной. Она сформировалась входе стажировки в Институте повышения квалификации в Нидерландах. Голландские коллеги рассказали, что в работе с профессионалами они преследуют цель воодушевить своих взрослых учеников. Эта   формулировка мне очень близка,  и я всегда  стараюсь воодушевить людей, которые работают в области педагогики. Считаю, что создание атмосферы эмоциональной стабильности — важнейший критерий  успешности курсов.

О  содержании программы повышения квалификации

На наш взгляд, эффективно использование текстов научных материалов самого последнего времени, в том числе публикаций в изданиях и в сборниках конференций, получивших высокую оценку профессионального сообщества. В частности, мы использовали доклады ведущих специалистов в области педагогики и психологии, сделанные в течение 2014 года.  Большое внимание уделялось также знакомству слушателей с материалами зарубежной и отечественной школ гуманистического воспитания. 

Программа включала  5 разделов:

  • Первый «О стратегии развития воспитания», где в качестве ключевых  рассматривались понятия «детство», «пространство детства», «педагог в пространстве детства».
  • Второй «Современная теория и практика воспитания» включал материалы научной школы академика Л.И. Новиковой. Давалась трактовка феноменов «воспитание», «воспитательная деятельность», «воспитательная среда», «воспитательное пространство», «воспитательная система».
  • Третий посвящен педагогу-гуманисту Янушу Корчаку. Анализировалась его педагогическая система, трактовки прав ребенка и условия использования его педагогических идей и находок.
  • В четвертом разделе речь шла о педагогических инновациях в рамках панельной дискуссии «Педагогика в контексте современной науки и мировой образовательной практики».
  • Пятый – разработке концепции воспитательной деятельности современного педагога. В центре внимания были  ценности, цели, приоритеты, функции, содержание, критерии эффективности и показатель успешности воспитательной деятельности педагога.

Об организации занятий

Состав слушателей – преподаватели педагогики и психологии  Пермского ГГПУ, школьные педагоги и педагоги системы начального профессионального образования, директора школ, школ-интернатов, детских садов и их заместители по воспитательной работе, а также классные руководители и тьюторы.  Особую группу составляли молодые преподаватели  предметных кафедр вуза со стажем работы 1-2 года, для которых педагогика и особенно теория воспитания формально не являются приоритетными дисциплинами.

Специфика контингента диктовала организационные формы учебной работы: для всего состава (75 человек) лекции, просмотры фильмов, видеоматериалов и их последующее обсуждение, диспуты и дискуссии. Важная роль принадлежала работе в малых группах, в парах, при этом слушатели распределялись по группам  «случайным образом», перемешивались независимо от специальности и места работы, благодаря чему все они уже в конце первого дня «перепутались», перезнакомились, что способствовало созданию  дружественной атмосферы. 

Весьма  объемный материал (72 часа очных и дистанционных занятий) требовал интенсивной обработки и освоения, а значит и активизации  каждого участника, которое осуществлялось через вовлечение в разные формы работы: семинары, круглые столы, работу в группах и в парах. Серьезное внимание уделялось  ролевому многообразию: смене  лидеров групп и экспертов, дающих оценку выступающим. Серьезное внимание к институту экспертов  дало возможность ярко проявить себя докторам и кандидатам наук — участникам курсов. Важная роль придавалась также использованию возможностей университета, участию слушателей в мероприятиях, которые проводились  во время курсов. Так, все мы в разных ролях (докладчики, содокладчики, слушатели)  участвовали в   традиционной сессии «Парад научных школ», посвященной памяти основателя Пермской научно-педагогической школы профессора И.Е Шварца. 

На этапе подведения итогов курсов выяснилось, что для многих самым важным была коллективная разработка концепции воспитательной деятельности современного педагога и осмысление  критериев ее эффективности, а также осознание роли и места воспитательного процесса в деятельности современного учителя-практика.

Для большинства курсы стали возможностью самопознания, осмысления своих педагогических умений; для меня было важно понять свое место в этом мире, быть может, осознать свое предназначение. Я поняла, что необходимо заниматься самообразованием,  что надо учиться выступать публично и т.п. Важна была для слушателей и атмосфера курсов:  открытость, желание и готовность помочь каждому участнику.

 Работа с молодыми преподавателями  университета

В один из первых дней  состоялся разговор с группой молодых педагогов университета, обсуждался вопрос, как они оценивают современных студентов. Большая часть участников  разговора  дала достаточно жесткую оценку своим ученикам, упрекая их в нерадивости, лени, необязательности. Мой вопрос о том, как они оценивают свои отношения со студентами, их удивил:  какие отношения? При чем тут отношения? Далее разговор зашел о том, что именно отношения, которые удается выстроить, в сущности и есть воспитательное воздействие, влияние.  Что вы им предложили за прошедший год? Может быть, у вас есть увлечения, которыми вы можете поделиться со своими юными друзьями? Как ни странно, именно это направление разговора стало постепенно наиболее интересным для всех.

Из дневника преподавателя

Размышляя об изменениях позиции многих молодых преподавателей, я  связываю это с их работой с текстами А.Г. Асмолова — известного психолога, академика, директора Федерального Института развития образования. В частности анализировался доклад ученого на пленарном заседании Третьего международного форума «Евразийский образовательный диалог» на тему: «Мотивирующий мир: стратегия развития открытого персонального образования как основной тренд общества знаний в сетевом столетии» (Ярославль, 2014 г.).На молодых преподавателей произвело сильное впечатление то, как автор говорил о  развитии высшего образования. Приведу несколько примеров:

«Уже в самом названии моего выступления содержатся две характеристики происходящих с нами изменений.

В XXI веке, сетевом веке, ключевая задача, связанная с образованием, – это превращение жизненного пространства, в котором живут и развиваются наши дети, в котором живем и развиваемся мы, в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию личности. Это первая характеристика.

Вторая характеристика заключается в том, что когда меняется реальность, мы ищем новый термин, чтобы «упаковать» в него семантику новой реальности.  Сначала это было «альтернативное образование», потом «внешкольное образование», и наконец, после разных обсуждений мы пришли к понятию «дополнительное образование», которое и было закреплено в законе.

Мы должны четко понять, что не декларации, не фразы, а изменяющаяся эпоха заставляет нас говорить о том, что сейчас происходит мета-скачок в изменении системы образования в целом. Суть этого скачка – переход к эпохе персонального образования, которое представляет собой уникальную интеграцию общего и дополнительного образования. Суть дополнительного образования как персонального – это адаптация к изменениям. Дополнительное образование – ключевой механизм адаптации к изменениям…».

Размышления слушателей  шли по пути от простого обвинения студентов в избалованности и эгоизме  к осознанию трудностей, с которыми встречается студенческая молодежь в процессе обучения. На глазах менялось   отношение молодых преподавателей к проблемам своих учеников. Появилось сочувствие, желание понять и помочь. Не удивительно, что это нашло отражение в эссе:  «Я преподаю иностранный язык  второй год, и у  меня не складываются отношения со студентами. Меня раздражает то, что они бессовестно скачивают тексты из Интернета,  то, что они часто не дисциплинированны, не пунктуальны,  часто врут...  Я уже не раз думала о том, что уйду, найду себе другую работу. Но сейчас, после наших занятий: встреч, разговоров, раздумий, споров я поняла, что  часто и сама бываю не права. Короче: я остаюсь».

Эссе

Важным этапом  работы было написание эссе по  темам, обозначенным в программе.  Конечно, каждая работа была особенная, но все эссе отличаются  глубокой заинтересованностью авторов в улучшении воспитания в любом типе образовательного учреждения, самостоятельностью мышления и искренностью.  Вот, например, выдержки из эссе на тему: «Читая Корчака»:

В предисловии к книге о короле Матиуше I Януш Корчак поместил свою детскую фотографию и написал: «Когда я был такой, как на этой фотографии, я сам хотел совершить все, о чем тут написано, но потом забыл, а теперь стал уже стар. И нет у меня ни времени, ни сил, чтобы вести войну и ездить к людоедам. А фотографию такую дал я потому, что важно то время, когда я хотел стать королем, а не то, когда я писал о короле Матиуше. И думаю, что лучше давать фотографии королей, путешественников и писателей, когда они не стали еще взрослыми и старыми, потому что в этом случае может показаться, что они всегда были умными и никогда не были маленькими. И дети могут подумать, что они не могут быть министрами, путешественниками и писателями, а это неправильно».

Эти слова Януша Корчака говорят о самоценности детства, о том, что предела детских желаний нет, что дети умеют мечтать, не ограничивая пока свои мечты различными препятствиями. И мы, взрослые, должны уважать их мечты, распознать, какие из них могут превратиться в явь, благодаря имеющимся у ребенка способностям, поддержать и помочь им на первых этапах осуществления детской мечты.

Детские мечты возникают и развиваются в творческих играх, в которых, используя свой небольшой опыт существования в мире и опираясь на наблюдения взрослого мира, дети начинают придумывать свои истории жизни.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника… Можно говорить еще много о достоинствах игры, но… Как же в сегодняшней жизни обстоит дело с ведущим видом деятельности дошкольника?

Проработав в дошкольных учреждениях почти 45 лет, с болью в сердце могу сказать (и не я одна, но и все мои коллеги-психологи), что коллективная творческая игра занимает в жизни ребенка-дошкольника все меньше и меньше места. На моей памяти первые годы деятельности в детском саду (1969-1985). Дети тогда действительно играли, и игра, задуманная ими, могла продолжаться несколько дней, обрастая новыми сюжетами и ролями. Да, в то время было мало игрушек, но в ход шли и заместители, и игрушки, сделанные детьми совместно с педагогами или родителями… У педагогов было больше времени наблюдать за игрой детей, участвовать в ней в той или иной роли.

А сейчас?... Введенная в жизнь дошкольников «образовательная услуга» и зарабатывание учреждением денег на дополнительном образовании все меньше оставляют времени на сюжетно-ролевые, строительные и другие коллективные игры. Педагоги «обрастают» кипами бумаг, которые нужно отпечатать и сдать методисту (когда уж тут наблюдать за игрой). Родители считают, что, купив много игрушек ребенку, они все сделали для развития детской игры. Жизнь коллективной творческой игры сократилась до временного минимума. А ведь для настоящей, «богатой» игры даже 1-2-х часов мало. Вот и играют дети в такие игры, можно сказать, впопыхах. А как же право ребенка на игру, провозглашенное Янушем Корчаком? И к чему приводит лишение дошкольников полноценной игры?.. А что будет дальше??? (Л.А. Берсенева, педагог-психолог детского сада № 16, г. Пермь).

Многие эссе были посвящены различным сторонам воспитательной деятельности: организации ученического самоуправления,  гражданского и патриотического воспитания, демократизации школы и вуза, семейному воспитанию. Были эссе о своей работе. Ниже выдержки из одного из них.

Моя работа – это часть меня. Мне доставляет истинное удовольствие  и радость, когда я вижу, что все на работе получается так, как я и предполагала, ведь и я приложила к этому усилия. Бывает, что мечтаешь о чем-то, но когда достигаешь поставленных целей, то оказывается, что это уже не актуально. Бывает… В таких случаях я не унываю, продолжаю отдавать всю себя работе. Иначе нельзя: я  заместитель директора школы по воспитательной работе, а это значит, что я организатор воспитательной деятельности,  дипломат, адвокат, психолог,  предприниматель, дизайнер, отвечающий за все.  Считаю уместным подчеркнуть принцип сотрудничества в нашей работе. Я его понимаю как разделение ответственности педагогов, учащихся и родителей за развитие воспитательного пространства в лицее… Я с гордостью осознаю, что занимаюсь любимой работой, и я благодарна судьбе, что моя семья поддерживает меня и помогает. (С.И. Юдина, заместитель директора по воспитательной работе лицея № 9, г. Пермь). 

Эмоциональный фон курсов

Как уже отмечалось, проблеме создания позитивного климата курсов я придавала первостепенное значение.  Для меня   было важно создание для каждого слушателя ситуации удачи, успеха. Основными методами работы были методы поощрения. Поощрялись самостоятельность суждений, эмоциональность ответов и поведения, участие в диалогах. Специально  создавались, использовались и поддерживались спонтанно возникающие ситуации веселья и смеха, озорства и остроумия. Возникновению благополучной атмосферы способствовало широкое использование фильмов, которые действовали на слушателей весьма сильно.   

На итоговом занятии слушателям была предложена анкета, в которой  мы спрашивали, какие события запомнились больше всего? Переживали ли они в эти дни такие состояния, как восторг, потрясение, обиду, полет фантазии, одиночество, уверенность в себе, усталость. В связи с чем рождались эти эмоции? Последний вопрос был: что вас ждет завтра?

На первом месте  среди ответов на вопрос, какие события запомнились больше всего, оказались слушатели (30%), которые назвали документальные фильмы, посвященные выдающемуся ученому Л.И. Новиковой, Я. Корчаку, а также фильм «О любви» (о детях-инвалидах), назывались и художественные фильмы «Звездочки на земле» (Индия) и «Корчак» польского режиссера Анджея Вайды. На втором месте ( 21% ) - корчаковская тематика; на третьем ( 17%)  - ответы, связанные с организационными вопросами. 

Помимо этих ответов, было много единичных, особых мнений. Однако, во всех ответах было  еще одно: «Понравилась атмосфера  курсов, все запомнилось, каждый день приносил массу открытий,  заставляя переосмысливать  свои действия, свою работу, свою жизнь».

На вопросы об эмоциональном состоянии  наших слушателей мы получили яркие и интересные ответы. Какие чувства испытали вы во время курсов? Переживали ли вы в эти дни  восторг?

На этот вопрос положительно ответили все слушатели (100%).  Их восторг вызвал фильм «О любви». «Этот фильм глубоко задел сферу чувств, отсюда и восторг, и полет фантазии». «Мы словно плыли по волнам эмоций, испытывая потрясения...» Позитивно оценили слушатели учебную программу «Она  интересная и насыщенная, дала нам новые знания и закрепила прежние.»  Восторг вызвало интенсивное и   плодотворное общение. Но главный предмет восторга — это все, что связано с именем Януша Корчака.

Потрясение? На этот вопрос также 100% слушателей ответили положительно. Что потрясло? История жизни и смерти Януша Корчака, история индийского мальчика-героя фильма «Звездочки на Земле», видеосюжеты о корейских детях и о китайской балетной паре. «Меня потрясла атмосфера этих курсов, я убедилась после длительного перерыва, что педагогика очень интересная наука».

Обиду? Обиду  почувствовали 3 человека, причем один из них написал, что почувствовал обиду на самого себя,  потому что  понял, что так мало знает о воспитании...

Полет фантазии? Полет фантазии ощутили более 50% слушателей. «Захотелось изменить воспитательную деятельность в классе,  в школе, в вузе, сделать ее  лучше».

Уверенность в себе? Уверенность в себе почувствовало около 70% слушателей.

Итак, наша встреча заканчивается. Что вас ждет завтра?

…Завтра я собираюсь рассказать коллегам о курсах, найти единомышленников среди них, подумать, что можно сделать в работе с детьми и сделать это!

…Завтра я увижу своих старых учеников, а они наверняка встретят нового-нового меня!

…Хочу рассказать коллегам обо всем, что узнала и вспомнила здесь. Постараюсь сохранить позитивный настрой и желание узнавать новое и  применять знания на практике. Собираюсь более глубоко изучить работы Януша Корчака.

…Завтра меня ждут 15 озорных веселых малышей моего спортивного лагеря, 9 вожатых, которым я несомненно  расскажу о том, что я пережила за эти дни.

…Меня ждет перспектива найти себя. Завтра меня ждет будущее, на которое я буду смотреть иными глазами...

Буду читать Корчака, посмотрю еще раз фильм «Звездочки на земле».

Использованная литература

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
  2. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических  наук в пространственно-временной ситуации XXI века. Аналитический доклад  18 декабря 2012 года Москва, РАО.
  3. Асмолов А.Г. Мотивирующий мир: стратегия развития открытого персонального образования как основной тренд общества знаний в сетевом столетии. Выступление на пленарном заседании Третьего международного форума «Евразийский образовательный диалог», г. Ярославль, 22 апреля 2014 года.
  4. Материалы  Международной научно-практической конференции «Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика». В двух частях. М., 2014.
  5. Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика развивающегося мира.- М.: АНО «ЦНПРО», 2013, - 200 с.
  6. Корчак Я.  Как любить ребенка  – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.
  7. Щедровицкий Г.П. Механизмы работы семинаров ММК// Вопросы методологии.1998, № 1-2, С.121.
  8. Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания/ Ред Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова.- М.-Тверь: ООО ИПФ «Виарт», 2011. - 200 с.
  9. В поисках гуманистической реальности: сб. научных тр. /Научный редактор В.П. Бедерханова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2007. - 382 с.
jinyizhixia (Jan. 02, 2018)

nike free run

nike kyrie 3

adidas shoes

jordan shoes

pandora charms

cartier love bracelet

yeezy boost 350 v2

nike air force 1

pandora jewelry

adidas gazelle sale

lebron james shoes

nhl jerseys

adidas stan smith women

nike huarache

adidas tubular

air max 90

kobe shoes

kate spade outlet

nike dunk low

nike air max95

kobe 9

hermes belt

ysl handbags

prada eyeglasses

nike air force

curry 4

christian louboutin

adidas yeezy

michael kors handbags

adidas superstar UK

lacoste polo

pandora jewelry

curry 4

hogan outlet online

lebron 13

nike mercurial

cheap nfl jerseys china

nike air zoom

air jordan

nike air max 2016

michael kors factory outlet

jordan 4

balenciaga sneakers

calvin klein underwear

adidas eqt

adidas yeezy boost

nike huarache

adidas stan smith uk

hermes belts

supreme clothing

cheap jordan shoes

adidas outlet online

nike mercurial vapor

curry 3

balenciaga shoes

air jordan 6

adidas store

basketball shoes

kate spade outlet online

adidas superstar

lebron 15

gucci belt

cheap mlb jerseys

kobe 9

lacoste outlet

cheap jordans

curry 2

adidas neo

longchamp bags

kobe byrant shoes

goyard tote

bape hoodie

led light up shoes

michael kors outlet

lebron 13 shoes

yeezy boost 350 v2

yeezy boost 350

huaraches

adidas ultra boost

fitflops sale clearance

air force ones

adidas nmd

air jordan 11

lebron 14

supreme hoodie

vans shoes

adidas stan smith

yeezy boost

james harden shoes

yeezy boost

nike air max 2018

nike air max 2017

yeezy boost

nike air max 90

nike air max 90

longchamp handbags

nike air zoom structure 19

ferragamo belt

adidas nmd r1

led shoes

lebron 15

jordan retro

longchamp bags

links of london sale

nmd

adidas gazelle

lebron 13 low

hermes belt

michael kors outlet handbags

vans store

adidas nmd

nike roshe run one

golden goose

christian louboutin shoes

adidas outlet

goyard handbags

jordan 6

adidas neo online shop

nike roshe run

vibram fivefingers

hermes belts

chrome hearts

michael kors outlet

adidas superstar

yeezy shoes

yeezy

kyrie 3

yeezy

nike huarache

adidas ultra boost

adidas nmd

kobe shoes

yeezys

dior sunglasses

harden shoes

nmd

true religion jeans

light up shoes

jordan retro

michael kors outlet

air max 2018

yeezy boost

jordan retro

lebron 15 shoes

light up shoes

adidas tubular x

air jordans

converse outlet store

hermes belt

atlanta falcons jersey

christian louboutin shoes

longchamp handbags

yeezy

nike lebron 15

ultra boost

tom ford glasses

nba jerseys

falcons jersey

jordan 12

nike air force

air jordan

under armour curry 3

michael kors handbags

adidas ultra boost

cheap nhl jerseys

longchamp

nike roshe one

jordan shoes

moncler jackets

adidas yeezy

converse shoes

longchamp

michael kors purses

yeezy boost 350 v2

nike air force 1 low

huarache shoes

golden goose outlet

nike lebron 14

air max 90

goyard handbags

michael kors

reebok outlet

michael kors outlet online

converse outlet

hermes birkin

hermes handbags

true religion jeans

kyrie 4

patriots jerseys

adidas yeezy

moncler outlet

nike dunks

timberland outlet

adidas online shop

kobe sneakers

yeezys

vans shoes

true religion

curry shoes

yeezy sneakers

fitflops sale

yeezy shoes

birkin bag

michael kors handbags

stephen curry shoes

cheap jordans

gucci belts for men

jordan shoes

real jordans for sale cheap

yeezy boost 350

adidas nmd

kevin durant shoes

adidas nmd

foamposites

air max 95

nike basketball shoes

air jordan 12

curry 3

yeezy shoes

balenciaga sneakers

nike polo

air max

supreme clothing

yeezy

hermes birkin

kd shoes

cheap jordans

adidas ultra boost 3.0

moncler outlet

cheap jordans

chrome hearts outlet

adidas stan smith

jordan shoes

basketball shoes

adidas outlet

kyrie irving shoes

adidas tubular UK

nfl jerseys

vans outlet

nike air max 90

kobe 11

longchamps

golden goose sneakers

huarache shoes

links of london

jordan shoes

pandora bracelet

lebron shoes

vanvan cleef and arpels

longchamp longchamps

cheap nba jerseys

true religion outlet

retro jordans

roshe run

cheap nfl jerseys

lacoste online shop

nike air force 1 high

new england patriots jerseys

calvin klein outlet

longchamp bags

gucci belts

timberland shoes

irving shoes

jordan retro 13

tory burch shoes

golden goose

yeezy boost 350 v2

ultra boost 3.0

longchamp handbags

retro jordans

tom ford sunglasses

pandora charms

kobe byrant shoes

moncler

longchamp outlet

michael kors outlet

hermes bag

yeezy shoes

adidas eqt support adv

chrome hearts online

jordan 13

nike zoom

yeezy shoes

chrome hearts

yeezy boost 350

air max 90

tory burch shoes

adidas tubular

adidas tubular

nmd r1

20171226caihuali (Dec. 26, 2017)

coach factory outlet

ugg boots clearance

oakley sunglasses

cheap snapbacks

denver broncos jerseys

pandora outlet

coach canada

canada goose outlet

ray ban sunglasses

adidas outlet store

lacoste polo shirts

christian louboutin shoes

nike air max 90

converse shoes

canada goose jackets

birkenstock outlet

true religion jeans

mulberry bags

cheap jordans

michael kors outlet

coach outlet online

michael kors outlet

polo outlet

coach handbags

louboutin shoes

oakley sunglasses

true religion jeans

nike factory outlet

kobe shoes

canada goose outlet

basketball shoes

mulberry handbags

polo ralph lauren

michael kors outlet

canada goose outlet

ugg boots

rayban sunglasses

air max 90

cheap football shirts

ugg outlet

barbour outlet

oakley sunglasses

ralph lauren polo shirts

air max trainers

tory burch outlet

nba jerseys

ray ban sunglasses

ferragamo outlet

supreme clothing

christian louboutin outlet

coach outlet online

ray ban sunglasses

kate spade outlet

pandora outlet

ray ban sunglasses

futbol baratas

longchamp outlet

christian louboutin outlet

polo outlet

coach outlet online

hermes belt

pandora outlet

canada goose outlet

salomon shoes

supreme clothing

jordan shoes

michael kors

soccer jerseys

air jordan 4

thomas sabo

ray ban sunglasses

michael kors outlet

polo ralph lauren

canada goose coats

polo ralph lauren

coach factory outlet

michael kors outlet

longchamp handbags

jordan shoes

kate spade outlet

canada goose jackets

canada goose outlet

canada goose outlet

oakley sunglasses wholesale

coach outlet canada

cheap jordans

kate spade outlet

coach factory outlet

pandora outlet

prada handbags

marc jacobs outlet

true religion jeans

michael kors outlet

coach outlet

nike shoes

converse shoes

cheap mlb jerseys

timberland sko

oakley sunglasses

christian louboutin shoes

air max 90

christian louboutin outlet

ray ban sunglasses

michael kors outlet

oakley sunglasses

coach outlet

fitflops sale

true religion outlet

nfl jerseys wholesale

ugg boots

ferragamo outlet

true religion jeans

polo outlet

michael kors outlet

ugg outlet

air max 90

michael kors

longchamp bags

moncler jackets

uggs outlet

michael kors handbags

moncler outlet

cheap jerseys

adidas wings

coach handbags

mulberry handbags

valentino outlet

ugg outlet

ugg boots clearance

adidas nmd

fitflops shoes

michael kors handbags

chrome hearts outlet

polo ralph lauren

michael kors handbags

fitflops outlet

michael kors outlet

nike outlet

ugg outlet

ralph lauren polo

coach factory outlet

jordan shoes

true religion outlet

pandora outlet

polo ralph lauren

ugg outlet

ugg outlets

ray bans

tory burch outlet

air max 1

nike store

mulberry handbags

ugg boots clearance

ugg boots

coach outlet

coach factory outlet

michael kors wallets

polo outlet

bottega veneta outlet

burberry outlet

cartier outlet

kate spade outlet

ugg outlet

michael kors outlet

longchamp outlet

oakley sunglasses

ray ban sunglasses

coach outlet

ralph lauren uk

coach outlet

canada goose outlet

nfl jerseys

oakley sunglasses

christian louboutin shoes

swarovski outlet

ugg outlet

yeezy boost 350

new balance shoes

air max 90

jordan shoes

moncler jackets

cheap nfl jerseys

ferragamo shoes

polo ralph lauren

cazal sunglasses

coach factory outlet

ugg boots clearance

true religion uk

cheap nhl jerseys

michael kors outlet

ralph lauren polo

canada goose outlet

ferragamo outlet

true religion outlet

canada goose jackets

canada goose outlet

canada goose outlet

canada goose outlet

Girls shoes

nike shoes

fitflops sale clearance

oakley sunglasses

pandora charms sale clearance

coach outlet online

ralph lauren polo shirts

nike sko

jordan shoes

longchamp pas cher

oakley sunglasses wholesale

cheap jerseys

20171226caihuali

linmangmu (Dec. 25, 2017)

golden goose sneakers

adidas stan smith sneakers

led shoes

adidas nmd

hermes belt

balenciaga sneakers

adidas nmd runner

nike polo shirts

vibram five fingers

adidas stan smith shoes

roshe run

hogan outlet online

nike huarache

fitflops

adidas yeezy

adidas nmd r1

cheap nfl jerseys

tom ford sunglasses

yeezy boost 350

curry 4

lebron james shoes

atlanta falcons jersey

vans shoes

adidas ultra boost

nike roshe run

michael kors uk

adidas outlet

cartier bracelet

mlb jerseys

100% real jordans for cheap

yeezy boost 350 v2

reebok shoes

air force 1

fitflops sale clearance

lacoste online shop

kyrie 3 shoes

yeezy boost

yeezy boost

michael kors outlet online

lacoste outlet

yeezys

michael jordan shoes

yeezy shoes

real jordans for sale cheap

air jordans

yeezy shoes

kevin durant shoes

pandora bracelet

true religion jeans

balenciaga shoes

golden goose

birkin bag

adidas shoes

yeezys

kobe 9

prada glasses

air force 1

kobe basketball shoes

balenciaga sneakers

yeezy boost 350

cheap jordans

yeezy shoes

chrome hearts online

chrome hearts

adidas outlet

longchamp handbags

yeezy boost 350 v2

kobe 11

nike air max 2018

authentic jordans

chrome hearts

nike mercurial

asics running shoes

jordan retro

nike roshe run

hermes handbags

van cleef

goyard bags

adidas superstar

air max

adidas tubular shadow

longchamp longchamps

dior sunglasses

ferragamo belt

jordan retro 12

air yeezy

kyrie 4

yeezy shoes

led shoes for kids

adidas gazelle

vans outlet

nike roshe one

golden goose outlet

longchamp handbags

nike huarache

ysl handbags

fitflops

kd shoes

tory burch outlet

vibram fivefingers

curry 4

retro jordans

cheap jordans

lebron 13 shoes

longchamp bags

michael kors outlet

hermes belt

kate spade outlet

adidas neo

kyrie shoes

longchamp

tory burch shoes

supreme hoodie

moncler outlet

nike zoom running shoe

michael kors outlet

ysl bags

adidas stan smith

kate spade handbags

hogan outlet

yeezy

michael kors handbags

adidas yeezy

nike air zoom

nfl jerseys

vans shoes

adidas superstar shoes

kyrie irving shoes

nhl jerseys

balenciaga shoes

jordan 13

yeezy shoes

ferragamo belts

air jordan

air jordan shoes

golden goose sneakers

michael kors handbags

air jordan

tory burch shoes

nike air max 2017

adidas superstar shoes

van cleef arpels

kobe 9

longchamp bags

nike polo

gucci belt

roshe shoes

michael kors outlet

kyrie 3

adidas tubular

Kanye West shoes

air max 90

http://www.kobebasketballshoes.us.com

golden goose

nba jerseys

nike free

air max 2016

links of london

goyard bags

true religion

asics shoes

yeezy boost 350

james harden shoes

adidas tubular

links of london

adidas yeezy boost

adidas tubular

adidas nmd

michael kors outlet

yeezy boost 350

adidas ultra

nike air zoom

lebron 14

longchamps

curry 3 shoes

reebok outlet

jordan 4

converse outlet store

pandora charms

links of london outlet store

nike roshe uk

harden shoes

dior glasses

yeezy boost 350 v2

tom ford eyewear

kobe basketball shoes

bape hoodie

true religion

longchamp bags

nike air force 1

nike air huarache

adidas nmd

timberland outlet

air max 90

nike zoom

yeezy boost 350 v2

longchamp outlet

christian louboutin

stephen curry shoes

adidas tubular

michael kors outlet store

nike air max 90

jordan 11 retro

kate spade outlet online

kobe 11

jordan shoes

kobe sneakers

air max 2018

links of london sale

yeezy boost 350

nike dunks

cheap jordans

michael kors outlet online

hermes belt

jordan 12

louboutin shoes

curry shoes

michael kors factory outlet

timberland boots

kobe shoes

christian louboutin shoes

louboutin shoes uk

pandora charms

prada sunglasses

gucci belts

jordan shoes

air jordan 13

http://www.kobeshoes.uk

longchamp outlet

michael kors outlet online

bape hoodie

adidas ultra boost

retro jordans

michael kors handbags

birkin bag

goyard handbags

nike air huarache

basketball shoes

ultra boost

nmd

falcons jersey

adidas nmd

adidas superstar

curry 3

nike air max

lacoste polo

longchamp sale

yeezy boost

adidas outlet online

nike free run

cheap jordans

lacoste outlet

100% real jordans for cheap

jordan shoes

adidas nmd

adidas ultra boost uncaged

lebron 14 shoes

nike football boots

nike air max

cheap nba jerseys

longchamp handbags

led shoes

yeezy boost 350 v2

cheap jordans

air max 2017

longchamp bags

true religion outlet

adidas tubular shadow

kobe shoes

nike zoom

adidas online shop

birkin bag

goyard handbags

pandora jewelry

nike basketball shoes

air jordan shoes

light up shoes

adidas ultra boost

jordan shoes

converse shoes

hermes belts for men

chrome hearts

chrome hearts online

converse outlet

adidas outlet

adidas eqt

cheap mlb jerseys

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum