Volume: 6, Issue: 2

1/09/2014

Экспериментальная программа прикладного бакалавриата: опыт и результаты
Палехова, П.В. [about] , Предбанникова, О.И. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное образование, практико-ориентированный подход, экспериментальная программа прикладного бакалавриата, международные образовательные проекты, трудоустройство.

АННОТАЦИЯ: В статье приводится краткая характеристика и анализ результатов экспериментальной программы прикладного бакалавриата в  Московской  банковской  школе (колледже) Банка России, осуществленной в соответствии с постановлением  Правительства РФ, в сотрудничестве с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». В результате завершения подготовки по этой программе выпускники   получили дипломы среднего профессионального образования по специальности «Банковское дело» и высшего профессионального образования  направления подготовки «Экономика».


В настоящей статье мы кратко расскажем о содержании и результатах одной экспериментальной модели профессионального образования, успешно завершенной в июле 2014 года и подтвердившей прогнозируемые ожидания.

19 августа 2009 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования», а Министерство образования и науки РФ вскоре объявило  конкурс на участие в эксперименте  среди федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования. Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации стало одним из пятидесяти участников  его реализации.  Заказчиком подготовки специалистов выступил Центральный банк Российской Федерации, который не только профинансировал все четыре года обучения, но и обеспечил реализацию внеучебных мероприятий, проводимых в рамках проекта. Вузом-партнером в проекте стал  Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики.

Осуществление экспериментальной образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности  «Банковское дело», направление подготовки «Экономика», началось в 2010 году. На дневное отделение колледжа по квоте, предоставленной Банком России, зачислили 50 человек (20 юношей и 30 девушек), учитывая, что конкурс составил 2,3 человека на место, а средний балл  единого государственного экзамена (ЕГЭ) – 73 (из 100 возможных). По итогам  второго  курса число студентов уменьшилось до 38 и более не менялось. География участников проекта многообразна – г. Москва и еще 31 регион России.

С самого начала организаторы и исполнители проекта подчеркивали необходимость и важность формирования не только профессиональных, но и  общекультурных компетенций у будущих специалистов. Методическое обеспечение программы готовилось совместно с учебно-методическим центром Банка России и методическим управлением университета.  В целом,  учебный план выглядел как последовательное, интегрированное соединение образовательных компонентов ( 34 теоретических курсов и 3 блоков дисциплин по выбору; 9 профессиональных модулей и занятий по физической культуре, а также двух  курсовых работ).  В университете прочитано   24 учебных   курса; в  колледже – 13 и  6 профессиональных модулей.  Три профессиональных модуля  и итоговая государственная аттестации были проведены совместно преподавателями НИУ «ВШЭ» и МБШ (к) ЦБ РФ.

Вне сомнения, программа обучения прикладного бакалавриата полностью соответствует требованиям Болонского процесса. Весь курс (4 года обучения)  рассчитан на 240  зачетных единиц (кредитов), по 60 кредитов в год. Особенностью  учебного плана является его  практико-ориентированный характер  (более  50%), и потому за время обучения было проведено 19 различных видов производственной практики. 9 профессиональных модулей включают блок теоретической подготовки, учебной и производственной  практик по профилю специальности и заканчиваются экзаменом (количество кредитов, получаемых за освоение модуля, составляет от 4 до 8 зачетных единиц). На  преддипломную производственную практику  выделено  6  кредитов, а на итоговую  государственную аттестацию  – 9 кредитов2.

В процессе самостоятельной работы студенты использовали  сразу два информационно-библиотечных ресурса: колледжа и вуза.

Менеджерский формат проекта был настолько мобилен, что  программы  профессиональных модулей, представленные на конкурс и одобренные Министерством образования и науки РФ в 2010 году,  неоднократно пересматривались в ходе реализации проекта с учетом требований времени. В результате, создан, согласован, утвержден и апробирован комплект   из десяти регламентирующих  документов – положений и методических рекомендаций,  включенных в систему менеджмента качества колледжа.

Анкетный опрос и интервьюирование студентов свидетельствовали о том, что цели и задачи были выполнены каждым студентом и подавляющее большинство из них  оценили организацию, проведение и базы практики на «хорошо» (46,9%) и «отлично» (53,1%).

Анализ полученных в ходе экспертного опроса мнений одной трети работодателей – руководителей производственной практики по вопросам теоретической и практической подготовленности студентов и наличия у них профессиональных и личностных компетенций свидетельствует о высокой положительной оценке. Так только по итогам одной из практик в рамках  профессионального модуля «Осуществление платежей и расчетов через расчетную сеть Банка России», руководители пяти дополнительных офисов одного из крупнейших банков России – ВТБ 24 (ЗАО) высказали пожелание о предоставлении временной трудовой занятости практикантам – студентам прикладного бакалавриата.

Анкетный опрос студентов, в части перспектив трудоустройства, развития карьерных траекторий, подготовленности к реалиям российского рынка труда на основе их собственной самооценки показал, что подавляющее большинство (94,6%) осознанно сделало выбор в пользу  экспериментальной образовательной программы и испытывают положительное отношение к получаемой специальности «Банковское  дело». Успешным результатом программы можно считать и тот факт, что 23 человека (62,2%) планируют работать по приобретенной специальности.

Большинство выпускников – 34 человека  (91,9%) поставили на первое место при выборе организации – Центральный банк Российской Федерации. Но вместе с тем, реально оценивая ситуацию  и понимая, что на работу в Банке России могут претендовать на конкурсной основе лишь самые достойные, занимающие высокий рейтинг, 29,7% (11 чел.) на второе место среди приоритетных интересов по трудоустройству и развитию траектории карьеры отдали банку ВТБ 24 (ЗАО).

На протяжении всех четырех лет реализации эксперимента, в общей сложности, мастер-классы проводили  около ста сотрудников  Банка России и кредитных организаций. Важным  фактором  реализации программы прикладного  бакалавриата являлись координация и контроль   со стороны  Центрального Банка Российской Федерации.

Большую роль в повышении качества  и практической ориентированности обучения играли    внеучебные  мероприятия проекта,  в среднем, около пяти в год. Особое значение  приобрели  мероприятия с активным использованием иностранного, в основном, английского языка: международные студенческие конференции на базе Банка России, летние школы в г. Хахенбурге (Германия, Университет прикладных наук Немецкого федерального банка), г. Сиэтле (США), международный  семинар в Чехии,  российско-финский семинар;  встречи с  представителями национального банка Франции, членом совета директоров Банка Италии, генеральным директором организации «Международные образовательные инициативы» (США), президентом Ассоциации «Партнеры по культурным обменам» (США), представителями Датского института зарубежного обучения и др.

На наш взгляд, самыми запоминающимися были летние школы: после первого курса – в г. Санкт-Петербурге и после второго – в городах Сиэтле и  Хахенбурге.  (В Университете прикладных наук Немецкого федерального банка в разное время побывали почти все участники проекта). В течение двух недель ребята слушали и принимали активное участие в семинарах, круглых столах и мастер-классах по банковскому делу. Это помогало расширению не только профессионального, но и культурного кругозора, сближало и обогащало новыми впечатлениями. В такие поездки отправлялись самые достойные, поэтому каждый следующий год индивидуальные показатели студентов росли, а вместе с ними  поднимался статус и результат эксперимента.

Общий средний балл защиты квалификационных работ – 8,5 (при десятибалльной системе оценки), по итогам выпускных испытаний дипломы с отличием СПО получил 21 студент  (55,3 %); с отличием ВПО - 9 человек (24 %).

В настоящее время профессиональная жизнь выпускников складывается следующим образом: пятеро планируют поступать в магистратуру, двое рассматривают возможность трудоустройства  в  банке ВТБ 24 (ЗАО), двое - в регионах,  а 22 человека принято на работу в Банк России.

Резюмируя итоги проекта, неизбежно задаешься вопросом: «Соответствуют ли результаты тем целям и задачам, которые были поставлены изначально и решались в течение всех четырех лет»? Даже если обратиться только к фактам, то они достаточно убедительно характеризуют социально-значимый характер и новаторскую природу эксперимента, который, несомненно, обогатил практику российской системы образования. Например, сложившееся в рамках проекта конструктивное и творческое сотрудничество двух образовательных учреждений – старейшего банковского колледжа (Московская банковская школа) с традиционной системой обучения  и современного высшего учебного заведения – Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; создание новой программы обучения с учетом объединения двух уровней образования – среднего специального и высшего профессионального; гармоничное сочетание теории и практики в процессе обучения; активное вовлечение в образовательный процесс работодателя и учет его требований к подготовке специалистов; сочетание контроля и предоставления творческой академической свободы в процессе формирования профессиональных и личностных компетенций.

Понятно, что это лишь предварительные результаты, в будущем  полезно будет проанализировать траекторию карьеры выпускников и их личные достижения.

Однако уже сегодня профессиональное сообщество, причастное к данному проекту, едино во мнении о необходимости и дальше применять полученные результаты в разных вариациях:

- в отраслевом направлении: содержание образовательной программы прикладного бакалавриата в качестве примерного рекомендовать  для создания профессиональных образовательных стандартов;

-  системно: продолжать работу по накоплению опыта подготовки  кадров высшего профессионального образования  для  системы Центрального банка Российской Федерации;

- практически: использовать опыт проведения учебных и внеучебных  форм образовательной деятельности, примененных в ходе  реализации экспериментальной программы,  в дальнейшей работе банковских школ (колледжей) Банка России.

Использованная литература

  1. Асмолов А.Г. Вектор социальных изменений // Образовательная политика. – 2010. - № 1, 2. – С. 2-4.
  2. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ / О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева, Ю.В.Коновалова, Е.В.Сартакова. – Изд. 2-е, перераб.  и доп. – М.:Альфа-М, 2010.
  3. Палехова П.В., Свириденко Ю.П. Трансформация образовательных программ в действии (экспериментальный проект «прикладной бакалавриат)// (электронный журнал «Сервис в России и за рубежом». – Номер 4 (31). - 2012. - http://old.rguts.ru/reg_numbers4(31)  – 0421200058078
  4. Палехова П.В., Ломовицкая И.И. Колледжи Банка России: международный опыт практико-ориентированного обучения // Деньги и кредит. – № 9. – 2012.
  5. Фрумин И.Д. Российское образование – 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализации. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.

 

2 Дополнительные сведения: общее количество часов программы 9180 часов; 4380 аудиторных часов, в том числе производственная (преддипломная) практика 144 часа; из них  МБШ (к) ЦБ РФ реализовал 2195 часов, НИУ «ВШЭ» -  2041 час. В проекте работало 50 преподавателей (19 преподавателей МБШ (к) Банка России  и 31 преподаватель  НИУ «ВШЭ»),  в том числе 6 докторов наук, 20 кандидатов наук и 7 преподавателей высшей категории, имеющих большой стаж работы в банковской системе.

20171226caihuali (Dec. 26, 2017)

kate spade outlet

coach factory outlet

pandora outlet

prada handbags

marc jacobs outlet

true religion jeans

michael kors outlet

coach outlet

nike shoes

converse shoes

cheap mlb jerseys

timberland sko

oakley sunglasses

christian louboutin shoes

air max 90

christian louboutin outlet

ray ban sunglasses

michael kors outlet

oakley sunglasses

coach outlet

fitflops sale

true religion outlet

nfl jerseys wholesale

ugg boots

ferragamo outlet

true religion jeans

polo outlet

michael kors outlet

ugg outlet

air max 90

michael kors

longchamp bags

moncler jackets

uggs outlet

michael kors handbags

moncler outlet

cheap jerseys

adidas wings

coach handbags

mulberry handbags

valentino outlet

ugg outlet

ugg boots clearance

adidas nmd

fitflops shoes

michael kors handbags

chrome hearts outlet

polo ralph lauren

michael kors handbags

fitflops outlet

michael kors outlet

nike outlet

ugg outlet

ralph lauren polo

coach factory outlet

jordan shoes

true religion outlet

pandora outlet

polo ralph lauren

ugg outlet

ugg outlets

ray bans

tory burch outlet

air max 1

nike store

mulberry handbags

ugg boots clearance

ugg boots

coach outlet

coach factory outlet

michael kors wallets

polo outlet

bottega veneta outlet

burberry outlet

cartier outlet

kate spade outlet

ugg outlet

michael kors outlet

longchamp outlet

oakley sunglasses

ray ban sunglasses

coach outlet

ralph lauren uk

coach outlet

canada goose outlet

nfl jerseys

oakley sunglasses

christian louboutin shoes

swarovski outlet

ugg outlet

yeezy boost 350

new balance shoes

air max 90

jordan shoes

moncler jackets

cheap nfl jerseys

ferragamo shoes

polo ralph lauren

cazal sunglasses

coach factory outlet

ugg boots clearance

true religion uk

cheap nhl jerseys

michael kors outlet

ralph lauren polo

canada goose outlet

ferragamo outlet

true religion outlet

canada goose jackets

canada goose outlet

canada goose outlet

canada goose outlet

Girls shoes

nike shoes

fitflops sale clearance

oakley sunglasses

pandora charms sale clearance

coach outlet online

ralph lauren polo shirts

nike sko

jordan shoes

longchamp pas cher

oakley sunglasses wholesale

cheap jerseys

prada outlet

christian louboutin outlet

michael kors outlet

nike shoes

coach outlet

cheap snapbacks

michael kors outlet

coach outlet

canada goose jackets

burberry outlet

christian louboutin online

ugg outlet

nike roshe one

canada goose outlet

tory burch outlet

ray ban sunglasses

michael kors handbags

coach factory outlet

kate spade outlet

coach outlet

ugg boots

michael kors outlet

chrome hearts

mont blanc pens

nfl jersey wholesale

canada goose outlet

tods outlet

ralph lauren polo shirts

cheap mlb jerseys

true religion jeans

michael kors outlet

polo ralph lauren

ugg outlet

ralph lauren outlet

ugg black friday

fred perry polo shirts

longchamp handbags

air max uk

puma outlet

oakley sunglasses

ugg cyber monday

longchamp pliage

uggs outlet

pandora charms

hermes outlet

vans greece

true religion jeans

oakley sunglasses

ugg outlet

coach outlet online

hermes outlet

true religion jeans

pandora charms

polo ralph lauren

pandora jewelry

giuseppe zanotti outlet

pandora charms

moncler outlet

nike outlet

kobe bryant shoes

swarovski crystal

ray ban sunglasses

nike air max 2015

michael kors outlet

denver broncos jerseys

nike free 5

lebron james shoes

asics shoes

michael kors outlet online

ecco sale

nike air force 1

oakley sunglasses

nike trainers

coach outlet

nba jerseys

nike blazer pas cher

ecco shoes

ralph lauren pas cher

coach outlet

supreme clothing

canada goose outlet

michael kors outlet

michael kors

football shirts

oakley sunglasses

christian louboutin uk

pandora outlet

coach outlet

cheap nfl jerseys

michael kors handbags

lacoste soldes

christian louboutin shoes

nike shoes

polo outlet

christian louboutin outlet

supra shoes

tory burch outlet

cheap jordans

polo shirts

burberry outlet

coach outlet

huaraches shopping

longchamp handbags

longchamp solde

canada goose outlet

tory burch outlet

true religion jeans

mulberry handbags

pandora charms

michael kors outlet online

pandora outlet

canada goose jackets

michael kors

moncler outlet

canada goose cyber monday

herve leger outlet

20171226caihuali

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum