Volume: 6, Issue: 2

1/09/2014

Экспериментальная программа прикладного бакалавриата: опыт и результаты
Палехова, П.В. [about] , Предбанникова, О.И. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное образование, практико-ориентированный подход, экспериментальная программа прикладного бакалавриата, международные образовательные проекты, трудоустройство.

АННОТАЦИЯ: В статье приводится краткая характеристика и анализ результатов экспериментальной программы прикладного бакалавриата в  Московской  банковской  школе (колледже) Банка России, осуществленной в соответствии с постановлением  Правительства РФ, в сотрудничестве с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». В результате завершения подготовки по этой программе выпускники   получили дипломы среднего профессионального образования по специальности «Банковское дело» и высшего профессионального образования  направления подготовки «Экономика».


В настоящей статье мы кратко расскажем о содержании и результатах одной экспериментальной модели профессионального образования, успешно завершенной в июле 2014 года и подтвердившей прогнозируемые ожидания.

19 августа 2009 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования», а Министерство образования и науки РФ вскоре объявило  конкурс на участие в эксперименте  среди федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования. Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации стало одним из пятидесяти участников  его реализации.  Заказчиком подготовки специалистов выступил Центральный банк Российской Федерации, который не только профинансировал все четыре года обучения, но и обеспечил реализацию внеучебных мероприятий, проводимых в рамках проекта. Вузом-партнером в проекте стал  Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики.

Осуществление экспериментальной образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности  «Банковское дело», направление подготовки «Экономика», началось в 2010 году. На дневное отделение колледжа по квоте, предоставленной Банком России, зачислили 50 человек (20 юношей и 30 девушек), учитывая, что конкурс составил 2,3 человека на место, а средний балл  единого государственного экзамена (ЕГЭ) – 73 (из 100 возможных). По итогам  второго  курса число студентов уменьшилось до 38 и более не менялось. География участников проекта многообразна – г. Москва и еще 31 регион России.

С самого начала организаторы и исполнители проекта подчеркивали необходимость и важность формирования не только профессиональных, но и  общекультурных компетенций у будущих специалистов. Методическое обеспечение программы готовилось совместно с учебно-методическим центром Банка России и методическим управлением университета.  В целом,  учебный план выглядел как последовательное, интегрированное соединение образовательных компонентов ( 34 теоретических курсов и 3 блоков дисциплин по выбору; 9 профессиональных модулей и занятий по физической культуре, а также двух  курсовых работ).  В университете прочитано   24 учебных   курса; в  колледже – 13 и  6 профессиональных модулей.  Три профессиональных модуля  и итоговая государственная аттестации были проведены совместно преподавателями НИУ «ВШЭ» и МБШ (к) ЦБ РФ.

Вне сомнения, программа обучения прикладного бакалавриата полностью соответствует требованиям Болонского процесса. Весь курс (4 года обучения)  рассчитан на 240  зачетных единиц (кредитов), по 60 кредитов в год. Особенностью  учебного плана является его  практико-ориентированный характер  (более  50%), и потому за время обучения было проведено 19 различных видов производственной практики. 9 профессиональных модулей включают блок теоретической подготовки, учебной и производственной  практик по профилю специальности и заканчиваются экзаменом (количество кредитов, получаемых за освоение модуля, составляет от 4 до 8 зачетных единиц). На  преддипломную производственную практику  выделено  6  кредитов, а на итоговую  государственную аттестацию  – 9 кредитов2.

В процессе самостоятельной работы студенты использовали  сразу два информационно-библиотечных ресурса: колледжа и вуза.

Менеджерский формат проекта был настолько мобилен, что  программы  профессиональных модулей, представленные на конкурс и одобренные Министерством образования и науки РФ в 2010 году,  неоднократно пересматривались в ходе реализации проекта с учетом требований времени. В результате, создан, согласован, утвержден и апробирован комплект   из десяти регламентирующих  документов – положений и методических рекомендаций,  включенных в систему менеджмента качества колледжа.

Анкетный опрос и интервьюирование студентов свидетельствовали о том, что цели и задачи были выполнены каждым студентом и подавляющее большинство из них  оценили организацию, проведение и базы практики на «хорошо» (46,9%) и «отлично» (53,1%).

Анализ полученных в ходе экспертного опроса мнений одной трети работодателей – руководителей производственной практики по вопросам теоретической и практической подготовленности студентов и наличия у них профессиональных и личностных компетенций свидетельствует о высокой положительной оценке. Так только по итогам одной из практик в рамках  профессионального модуля «Осуществление платежей и расчетов через расчетную сеть Банка России», руководители пяти дополнительных офисов одного из крупнейших банков России – ВТБ 24 (ЗАО) высказали пожелание о предоставлении временной трудовой занятости практикантам – студентам прикладного бакалавриата.

Анкетный опрос студентов, в части перспектив трудоустройства, развития карьерных траекторий, подготовленности к реалиям российского рынка труда на основе их собственной самооценки показал, что подавляющее большинство (94,6%) осознанно сделало выбор в пользу  экспериментальной образовательной программы и испытывают положительное отношение к получаемой специальности «Банковское  дело». Успешным результатом программы можно считать и тот факт, что 23 человека (62,2%) планируют работать по приобретенной специальности.

Большинство выпускников – 34 человека  (91,9%) поставили на первое место при выборе организации – Центральный банк Российской Федерации. Но вместе с тем, реально оценивая ситуацию  и понимая, что на работу в Банке России могут претендовать на конкурсной основе лишь самые достойные, занимающие высокий рейтинг, 29,7% (11 чел.) на второе место среди приоритетных интересов по трудоустройству и развитию траектории карьеры отдали банку ВТБ 24 (ЗАО).

На протяжении всех четырех лет реализации эксперимента, в общей сложности, мастер-классы проводили  около ста сотрудников  Банка России и кредитных организаций. Важным  фактором  реализации программы прикладного  бакалавриата являлись координация и контроль   со стороны  Центрального Банка Российской Федерации.

Большую роль в повышении качества  и практической ориентированности обучения играли    внеучебные  мероприятия проекта,  в среднем, около пяти в год. Особое значение  приобрели  мероприятия с активным использованием иностранного, в основном, английского языка: международные студенческие конференции на базе Банка России, летние школы в г. Хахенбурге (Германия, Университет прикладных наук Немецкого федерального банка), г. Сиэтле (США), международный  семинар в Чехии,  российско-финский семинар;  встречи с  представителями национального банка Франции, членом совета директоров Банка Италии, генеральным директором организации «Международные образовательные инициативы» (США), президентом Ассоциации «Партнеры по культурным обменам» (США), представителями Датского института зарубежного обучения и др.

На наш взгляд, самыми запоминающимися были летние школы: после первого курса – в г. Санкт-Петербурге и после второго – в городах Сиэтле и  Хахенбурге.  (В Университете прикладных наук Немецкого федерального банка в разное время побывали почти все участники проекта). В течение двух недель ребята слушали и принимали активное участие в семинарах, круглых столах и мастер-классах по банковскому делу. Это помогало расширению не только профессионального, но и культурного кругозора, сближало и обогащало новыми впечатлениями. В такие поездки отправлялись самые достойные, поэтому каждый следующий год индивидуальные показатели студентов росли, а вместе с ними  поднимался статус и результат эксперимента.

Общий средний балл защиты квалификационных работ – 8,5 (при десятибалльной системе оценки), по итогам выпускных испытаний дипломы с отличием СПО получил 21 студент  (55,3 %); с отличием ВПО - 9 человек (24 %).

В настоящее время профессиональная жизнь выпускников складывается следующим образом: пятеро планируют поступать в магистратуру, двое рассматривают возможность трудоустройства  в  банке ВТБ 24 (ЗАО), двое - в регионах,  а 22 человека принято на работу в Банк России.

Резюмируя итоги проекта, неизбежно задаешься вопросом: «Соответствуют ли результаты тем целям и задачам, которые были поставлены изначально и решались в течение всех четырех лет»? Даже если обратиться только к фактам, то они достаточно убедительно характеризуют социально-значимый характер и новаторскую природу эксперимента, который, несомненно, обогатил практику российской системы образования. Например, сложившееся в рамках проекта конструктивное и творческое сотрудничество двух образовательных учреждений – старейшего банковского колледжа (Московская банковская школа) с традиционной системой обучения  и современного высшего учебного заведения – Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; создание новой программы обучения с учетом объединения двух уровней образования – среднего специального и высшего профессионального; гармоничное сочетание теории и практики в процессе обучения; активное вовлечение в образовательный процесс работодателя и учет его требований к подготовке специалистов; сочетание контроля и предоставления творческой академической свободы в процессе формирования профессиональных и личностных компетенций.

Понятно, что это лишь предварительные результаты, в будущем  полезно будет проанализировать траекторию карьеры выпускников и их личные достижения.

Однако уже сегодня профессиональное сообщество, причастное к данному проекту, едино во мнении о необходимости и дальше применять полученные результаты в разных вариациях:

- в отраслевом направлении: содержание образовательной программы прикладного бакалавриата в качестве примерного рекомендовать  для создания профессиональных образовательных стандартов;

-  системно: продолжать работу по накоплению опыта подготовки  кадров высшего профессионального образования  для  системы Центрального банка Российской Федерации;

- практически: использовать опыт проведения учебных и внеучебных  форм образовательной деятельности, примененных в ходе  реализации экспериментальной программы,  в дальнейшей работе банковских школ (колледжей) Банка России.

Использованная литература

  1. Асмолов А.Г. Вектор социальных изменений // Образовательная политика. – 2010. - № 1, 2. – С. 2-4.
  2. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ / О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева, Ю.В.Коновалова, Е.В.Сартакова. – Изд. 2-е, перераб.  и доп. – М.:Альфа-М, 2010.
  3. Палехова П.В., Свириденко Ю.П. Трансформация образовательных программ в действии (экспериментальный проект «прикладной бакалавриат)// (электронный журнал «Сервис в России и за рубежом». – Номер 4 (31). - 2012. - http://old.rguts.ru/reg_numbers4(31)  – 0421200058078
  4. Палехова П.В., Ломовицкая И.И. Колледжи Банка России: международный опыт практико-ориентированного обучения // Деньги и кредит. – № 9. – 2012.
  5. Фрумин И.Д. Российское образование – 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализации. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.

 

2 Дополнительные сведения: общее количество часов программы 9180 часов; 4380 аудиторных часов, в том числе производственная (преддипломная) практика 144 часа; из них  МБШ (к) ЦБ РФ реализовал 2195 часов, НИУ «ВШЭ» -  2041 час. В проекте работало 50 преподавателей (19 преподавателей МБШ (к) Банка России  и 31 преподаватель  НИУ «ВШЭ»),  в том числе 6 докторов наук, 20 кандидатов наук и 7 преподавателей высшей категории, имеющих большой стаж работы в банковской системе.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum