Volume: 6, Issue: 3

15/12/2014

В. И. Водовозов: выдающийся подвижник распространения грамотности
Богуславский М.В. [about]

В. И. Водовозов: выдающийся подвижник распространения грамотности

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: распространение грамотности, преподавание филологических дисциплин в гимназии, методика преподавания, общественно-педагогическое движение.
АННОТАЦИЯ. Характеризуется деятельность видного российского педагога-филолога В. И. Водовозова, внесшего значительный вклад в распространение грамотности в России и в совершенствование методики преподавания филологических дисциплин.


В истории образования так нередко случается, что одно яркое имя, завладевшее всеобщим вниманием, затмевает окружающих современников, зачастую очень незаурядных и значимых педагогов. Все это в полной мере относится к Василию Ивановичу Водовозову (1825—1886), величайшему поборнику распространения грамотности, внесшему большой вклад в развитие народной школы в России.

Долгое время его считали скорее не самостоятельной величиной, а соратником и продолжателем идей К. Д. Ушинского, с именем которого олицетворялись все достижения отечественной педагогики рубежа 50-60-х гг. XIX века. Такая оценка правомерна лишь отчасти. Осмысление педагогического наследия В. И. Водовозова не только раскрывает яркие, самобытные страницы истории распространения грамотности, становления и развития русской школы, педагогической и методической теории, но и обогащает учителей, деятелей народного образования и научно-педагогических работников интересными, животворными идеями.

Василий Иванович Водовозов родился 27 сентября 1825 г. в Петербурге, в семье разорившегося мелкого купца. Отец умер рано, оставив на руках 42-летней вдовы четырех дочерей и трех сыновей, младшему из которых, Василию, не было и четырех лет. Мальчик рос и воспитывался в обстановке нужды и бедности. Семья осталась без средств к жизни, так как имущество ее было описано и продано на уплату долгов.

После окончания в 1842 г. коммерческого училища В. И. Водовозов решил поступить в университет на филологический факультет. Он мечтал о приобретении серьезных знаний, которые помогли бы ему стать полезным народу. В связи с этим он писал одному из своих преподавателей: «Я желаю вступить не в университет, а в познание всего того, что там проходят по моему предмету. Польза общественная будет всегда моим девизом, и я надеюсь принести каплю пользы при стараниях.., а у меня кроме стараний есть еще любовь к науке» (Цит.: по 14). Этому девизу В. И. Водовозов остался верен на протяжении всей своей жизни.

В программе наук филологического факультета наибольшее внимание В. И. Водовозова привлекали русская словесность, греческая литература и всеобщая история. В области этих наук он работал самозабвенно и уже на старших курсах делал переводы и самостоятельные исследования. Свободное владение французским, немецким, английским, итальянским, польским, греческим и латинским языками давало ему возможность знакомиться с обширной литературой. Так, еще будучи студентом, В. И. Водовозов написал исследования о Байроне и Софокле, перевел в прозе первую часть «Фауста» Гёте и др. Всего же будущий педагог - филолог владел десятью языками (13).

На формирование взглядов В. И. Водовозова влияли не только университетские лекции. Решающее воздействие на него оказывала сама жизнь, эпоха, общественное движение 40-х гг. ХIХ века. Именно про это время было впервые сказано «Сороковые – роковые».

В 1847 г. В. И. Водовозов окончил университет. В том же году в реальной гимназии Варшавы в должности младшего учителя русского языка   началась его педагогическая деятельность, в которой он сразу столкнулся с немалыми трудностями. Выручало то, что к своей преподавательской работе В. И. Водовозов относился с большой любовью и к преподаванию русского языка подходил творчески. Учащиеся очень любили его уроки.

Все это в дальнейшем помогло ему получить в 1851 г. место старшего учителя словесности в 1-й Петербургской гимназии. В. И. Водовозов настойчиво ищет пути улучшения постановки преподавания русского языка и словесности в средней школе. Разрабатывая свой курс, он, прежде всего, стремился к составлению такой программы обучения русскому языку и литературе, которая способствовала бы развитию умственных сил и способностей учеников и давала бы определенную систему знаний учащимся.

В этот период разворачивается энергичная литературно-педагогическая деятельность В. И. Водовозова, которая была неразрывно связана с передовым демократическим педагогическим движением, начавшимся в стране после выхода в свет в 1856 г. статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни». Трибуной для пропаганды своих взглядов В. И. Водовозов избирает страницы передовых педагогических и литературно-художественных журналов. Педагогический мир впервые узнал Водовозова по его публикациям: «О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии» (1856), «Существует ли теория словесности и при каких условиях, возможно ее существование» (1859), «Тезисы по русскому языку» (1861) (1).

 Также В. И. Водовозов активно участвовал в деятельности Петербургского педагогического общества, где высказывался за пересмотр целей и задач воспитания в духе подлинной народности, за увеличение знаний по родной литературе, введение новых методов преподавания и коренную перестройку народной школы.

Плодотворная педагогическая деятельность В. И. Водовозова в 1-й Петербургской гимназии и литературно-педагогические статьи сделали его имя широко известным просвещенной России. Уже к началу 60-х годов он приобрел славу одного из лучших словесников столицы; его выступления в печати привлекли внимание К. Д. Ушинского, проводившего тогда преобразования учебного дела в Смольном институте.

Не случайно, в числе первых приглашенных К. Д. Ушинским в институт педагогов оказался и В. И. Водовозов. Это особенно показательно, так как при выборе своих помощников К. Д. Ушинский не считался с дипломами и чинами, — главное, чтобы избираемый учитель имел дарование и «педагогическое чутье». Так, продолжая работу в 1-й Петербургской гимназии, Василий Иванович стал одновременно преподавать русскую словесность и в Смольном институте. Здесь среди смолянок он встретил и свою жену Елену Николаевну, которая станет его верным спутником и незаурядным педагогом.

Однако педагогическая деятельность В. И. Водовозова в Смольном институте продолжалась недолго. В 1862 г. был уволен из института К. Д. Ушинский, и в знак протеста ушел оттуда и В. И. Водовозов. Вслед за ним институт покинули Д. Д. Семенов, М. И. Семевский и другие лучшие педагоги.

Тогда это было расценено как, конечно, неприятное, но временное обстоятельство. В отставке еще не виделась намечавшаяся в правительстве консервативная линия, которая через несколько лет уже бесповоротно изменит жизнь Водовозова. Впрочем, события не заставили себя долго ждать. В феврале 1865 г. была произведена ревизия работы 1-й Петербургской гимназии. Правительственные ревизоры указали в отчете как на недопустимые явления, что многие гимназисты пристрастны к Н. А. Некрасову и знают наизусть его стихи. Подчеркивалось, что «вредно питать юношество иронией и сатирой или передавать ему политические и общественные идеи, до которых ему нет дела, как и им до него». В. И. Водовозова обвинили в том, что он «развивал в учениках критические способности, останавливался на современной литературе и заставлял учеников знакомиться со всей грязью болезненной социальной обстановки» (13).

До весны 1866 г. В. И. Водовозов продолжал свою педагогическую работу в 1-й Петербургской гимназии, совмещая ее с литературной и общественно-педагогической деятельностью. В связи с обсуждением проекта Устава низших и средних училищ В. И. Водовозов на основе собственного опыта работы предложил свою систему преподавания русской литературы, дал подробные указания о преподавании русского языка.

Водовозов считал, что недостатки учебного курса и руководства к нему имеют две причины: отсутствие системы, всегда необходимой в науке, и отсутствие педагогического метода. При этом педагог не отрывал самую систему от научного метода, а педагогический метод отождествлял с научным. По его мнению, путь анализа «один ведет к прочному знанию», а анализ может идти рука об руку со сравнением. Для того чтобы пробудить творческие мысли ученика, развить у него самостоятельность, необходимо употребить все средства, доступные школе. К таким средствам Водовозов относил способы преподавания, заставляющие больше говорить учащегося, чем учителя, наглядность во всех видах, впечатления самих детей от природы.

Он также разработал учебный план восьмиклассной гимназии, где сокращалось изучение классических языков, и расширялась программа изучения родного языка и литературы, математики, естествознания, географии, истории, новых языков.

Однако вскоре В. И. Водовозов без объяснения причин был отстранен от преподавания в 1-й Петербургской гимназии. Ему запретили преподавать даже в частных учебных заведениях. После отстранения от преподавания В. И. Водовозов продолжает принимать активное участие в работе Петербургского педагогического общества. На заседаниях Педагогического общества он прочитал перед широкой аудиторией учителей рефераты «О дешевых пособиях для наглядного обучения», «О русских азбуках», «О влиянии немецкой педагогики на русскую школу» (14).

Хотя двери учебных заведений были перед ним закрыты, он не переставал думать и работать над совершенствованием гимназического курса по русскому языку и литературе и методике преподавания. Еще до увольнения с работы В. И. Водовозов начал печатать в «Педагогическом сборнике» статьи под общим названием «Занятия русскою словесностью с воспитанниками среднего возраста». Впоследствии они составили книгу «Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии» (2). Предложенная В. И. Водовозовым методика разбора художественных произведений была новой для того времени. Книга получила одобрение прогрессивно настроенных учителей и выдержала шесть изданий (последнее в 1905 г.). Она стала одним из лучших методических руководств своего времени.

К этому же периоду относится выход в свет пособий В. И. Водовозова по истории литературы: «Новая русская литература» (7) и «Древняя русская литература» (8). В них нашли свое наиболее полное выражение взгляды автора на историю литературы, определившиеся у него в основном уже в самом начале 1860-х гг. (высокая оценка народного творчества, признание народности в качестве основного критерия художественности произведения, защита самобытного характера русской литературы, критика индоевропейской теории происхождения языка). Книги В. И. Водовозова «Древняя русская литература» и «Новая русская литература» пользовались большой известностью и выдержали несколько изданий.

Совершенно очевидно, что гонения и лишения не сломили дух педагога-подвижника. В. И. Водовозов отличался чрезвычайной работоспособностью. Он обычно трудился 12—14 часов в сутки, как правило, работая над двумя-тремя произведениями одновременно. Поэтому многие сочинения его выходили в свет одно за другим. В 1871 г. вышла первая часть «Книги для первоначального чтения в народных школах» (4). Ее содержание составляли рассказы из естественной истории, географии и этнографии России, о важнейших промыслах, лицах, событиях и обычаях древней русской жизни, а также повести, сказки, стихотворения, собрания пословиц и загадок. Автором большинства рассказов являлся В. И. Водовозов. Книга содержала большой познавательный материал из разных областей знания, а также грамматические упражнения.

Одновременно в виде дополнения к ней В. И. Водовозов издал в том же году «Книгу для учителей — методическое руководство по работе с «Книгой для первоначального чтения» (5). Обе работы были отмечены Петербургским педагогическим обществом премией имени К. Д. Ушинского, а в 1872 г. Комитет грамотности Вольного экономического общества присудил В. И. Водовозову за них золотую медаль. Спустя три года (в 1875 г.), ему была присуждена золотая медаль Ученым комитетом Министерства государственных имуществ. «Книга для первоначального чтения» (часть I) за сравнительно небольшой период времени выдержала 20 изданий (14).

В 1873 г. вышла «Русская азбука для детей» В. И. Водовозова (10), а в 1875 г. дополнение к ней — «Руководство к русской азбуке» (11), содержащее образцы практических уроков, бесед, звукового разбора, письма и чтения в первый год обучения. Азбука была составлена на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Особым отделом Ученого комитета Министерства народного просвещения «Русская азбука для детей» была «причислена к числу лучших наших азбук, как по мысли, так и по выполнению» и рекомендована для начальных училищ.

В 1873 г. было издано методическое пособие В. И. Водовозова для учителей «Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам» (12).

В результате столь напряженной деятельности положение В. И. Водовозова как материальное, так и статусное начало существенно меняться к лучшему. Его стали активно приглашать в качестве руководителя учительских курсов по филологическим дисциплинам в различных регионах. Он стал систематически выезжать заграницу для изучения достижений передовой педагогической науки и практики в области распространения грамотности. Кстати, характерная деталь, свидетельствующая о блестящих лингвистических способностях Водовозова. Оказавшись в Лондоне, он за две недели стал свободно говорить по-английски. 

Очень активно участвовал В. И. Водовозов и в общественно-педагогической жизни, отстаивая земские школы от попыток замены их церковно-приходскими.

Отзываться на практическую потребность образования, особенно народной школы, являлось характерной чертой творчества Водовозова. По его убеждению народной школе был нужен учитель, обладающий разнообразными знаниями, среди которых: достаточное знакомство с сельским хозяйством, знание начал практической медицины (гигиены), примененной к условиям сельского быта, ветеринарные сведения и знания о производстве или промысле, господствующем в данной местности (наряду с общим знанием технических промыслов и производств, распространенных в России). Как видно, Водовозов последовательно проводил идею сочетания общероссийского с местным, краевым фактором, как в содержании образования, так и в содержании подготовки народного учителя. 

Продолжалась напряженная работа и над «Книгой для первоначального чтения». В 1878 году вышла вторая часть, предназначенная учащимся старшего возраста и взрослым (3). Однако эта книга вызвала критику Ученого комитета Министерства просвещения. Прежде всего, от автора потребовали замены исторического материала из раздела «Как жили наши предки» официальным очерком о развитии в России государственности и самодержавия.

Как видно, на протяжении 70-80-х гг. ХIХ в. продолжалась плодотворная деятельность В. И. Водовозова по распространению грамотности. Он,  несомненно, являлся выразителем и хранителем прогрессивной педагогической традиции, причем не только последовательно продолжавшей курс, намеченный К.Д. Ушинским, но и существенно его обогащавшим.  

Умер Василий Иванович 17 мая 1886 года. В этот день появилась теплая заметка известного педагога В. П. Острогорского. В ней в частности отмечалось: «Сегодня хоронят одного из последних благороднейших и образованнейших идеалистов. Эти люди не гнались за сухой передачей формальных знаний, но развивали в молодежи любознательность и горячую любовь ко всему высокому и прекрасному, воспитывали в юноше человека. Такие цельные поэтические личности, до седых волос благородно трудящиеся с верой в лучшее будущее в нашем обществе чрезвычайно редки, почему и утрата таких людей особенно тяжела» (Цит.: по 9).

Использованная литература

  1. Богуславский М.В. Василий Иванович Водовозов // Подвижники и реформаторы российского образования. М.: Просвещение, 2005. С. 28-34.
  2. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии». СПб.,1868.
  3. Водовозов В.И. Рассказы из русской истории. Выпуск 1—2. СПб., 1861 – 1864.
  4. Водовозов В.И. Книга для первоначального чтения в народных школах. ч. 1, СПб., 1871. Второе изд., 1878. 
  5. Водовозов В.И. Книга для учителей. СПб., 1871.
  6. Водовозов В.И. Детские рассказы и стихотворения. СПб., 1871.
  7. Водовозов В.И. Новая русская литература (От Жуковского до Гоголя включительно). СПб., 1866.
  8. Водовозов В.И. Древняя русская литература. От начала грамотности до Ломоносова. СПб., 1872.
  9. Водовозов В.И. Русские сказки в стихах. СПб., 1883.
  10. Водовозов В.И. Русская азбука для детей.  СПб., 1873.
  11. Водовозов В.И. Руководство к русской азбуке. СПб., 1875.
  12. Водовозов В.И. Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам. СПб., 1873.
  13. Василий Иванович Водовозов: Биографический очерк В. Семевского.–СПб.: Типография Ф.С. Сущинского, 1888.
  14. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. И. Водовозов; [сост. В. С. Аранский]. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.

     

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum