Volume: 6, Issue: 3

15/12/2014

Язык и контекстуализация образования в Африке
Мчомбо, Сэм [about]

Язык и контекстуализация образования в Африке

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система африканских знаний, язык преподавания, образовательный контекст, образовательная программа, официальное школьное образование, права человека в образовании.
АННОТАЦИЯ: В докладе ЮНЕСКО, опубликованном в начале 2014 года, говорится, что в результате кризиса образования, который обходится  правительствам ежегодно в 129 миллиардов долларов США, четверть миллиарда детей по всему миру лишены возможности научиться читать и писать. Ситуация с образованием в районе субсахарской Африки 3 еще более скорбная. Здесь, как отмечается в докладе, четверо из десяти африканских детей «не способны прочесть даже одно предложение». Авторы доклада в качестве одной из причин называют недостаточную квалификацию учителей. В большинстве случаев менее чем три четверти учителей начальных классов были подготовлены в рамках национальных стандартов. Более того, примерно 120 миллионов детей младшего школьного возраста по всему миру плохо посещают школу или вообще не учатся. Иными словами, основные трудности заключаются в недостатке школьных помещений, инфраструктуры и должным образом подготовленных учителей. В то время как некоторые из них действительно препятствуют достижению хороших образовательных результатов, среди упомянутых фактов, определяющих академическую успеваемость школьников,  не упоминается роль, которую играет язык преподавания. В настоящей статье основное внимание уделяется именно этому аспекту, а именно, утверждению, что выбор языка преподавания является существенным фактором в достижении высоких результатов образовательного процесса.


Деконтекстуализация образования в Африке

В отношении образования в Африке преобладает точка зрения, что оно во многом «деконтекстуализировано», или рассматривается вне контекста. Педагогические теории сходятся во мнении, что учение означает поступательное движение от известного к неизвестному. В процессе приобретения знаний, получаемых путем обработки поступающей информации из внешней среды или внешних условий, культурные нормы и традиции имеют значение. Однако официальное школьное образование традиционно основывается почти на полном исключении африканской культуры и местных знаний. Назир отмечает, что учение, по сути, представляет собой «поступательное движение по дороге к пониманию, осмыслению понятий и поиску решений, наряду с самостоятельной активностью и участием в различных видах деятельности» (Nasir, 2012: 17). Развивая эту тему, она подчеркивает некоторые из существующих взглядов на учение как «подразумевающее не только передачу знаний от учителя к ученику (согласно бихевиоризму), но также и вовлечение учащегося в познавательные процессы решения проблем, передачи  и осмысления предыдущего знания и образовательного опыта» (там же). Эти познавательные процессы не проходят вне социального или культурного контекста, значимость которого является центральным вопросом исследований в области образования. Недавнее педагогическое исследование также показало, что помимо вовлечения учащегося в когнитивную обработку информации, учение «неразрывно связано с социальными процессами и способами участия школьника в образовательной деятельности. В этой работе подчеркивается важность понимания сути учения как взаимодействия между индивидуальным познанием и социально и культурно организуемой образовательной средой, в которой учение отчасти характеризуется изменением отношений между людьми и все более усложняющимся использованием доступных инструментов решения задач» (там же).

Существенным для социального контекста и культуры является лингвистический вклад общества. В то время как язык может быть интеллектуальной системой, связывающей ощущения и звуковой образ, с одной стороны, с концептуальными системами и мыслительным отображением, с другой, в своей социальной функции системы взаимодействия язык коренным образом задействован в выражении культурных или общественных ценностей. Понятие культуры является центральным в каждом обществе. Голлник и Чинн характеризуют культуру как «…способ восприятия, мышления, оценки и поведения» (Gollnick & Chinn 1998:4). Культура «дает нам проекцию, определяющую способ нашего мышления, наших чувств и поведения в обществе» (там же). Культурные аспекты общества вооружают человека знаниями, необходимыми для овладения «функциональной грамотности» в вопросах морали и этики общества, формируют личностные качества, развивают в техническом и научном планах и способствуют адаптации человека к окружающим переменам. На мировоззрение человека, как и на его материальный и социальный мир, влияют этика и эпистемология. В свою очередь, они находятся под влиянием культурных идеалов. Как таковая, культура «…определяет человека в его окружении, а этические и эпистемологические идеалы являются отражением его культурной перспективы» (Kaphagawani & Chidammodzi 1983: 29). Культурная адаптация или социализация, в сущности, составляет начальную фазу учения или образования. Системы знаний общества фактически являются неразрывной частью культуры. Язык, как центральная характеристика культуры, не просто способствует образовательному процессу, но играет важнейшую роль в когнитивном развитии ребенка.

Такое образование отличается от того, что ассоциируется с официальным школьным образованием. Оно необходимо для развития чувства принадлежности человека к обществу, осознания себя как части общества. Такое чувство принадлежности «формируется через участие в жизни общества и успешном исполнении ролей и обязанностей» (Peele-Eady 2011: 57). Чувство принадлежности означает осознание своей роли и обязанностей, развитие прагматической компетенции, чтобы должным образом исполнять свою роль, а также быть сведущим в нормативных ценностях и концептуальном мировоззрении общества.

Однако африканское образование, ассоциируемое с официальным школьным образованием, в общем и целом рассматривается в «разделительной» связи с традиционным образованием в силу его колониального происхождения и предвзятости. Наступление колониально идеологического образования сделало акцент на учебные программы, успешно уничтожающие культуру, языки и системы местных знаний африканских сообществ. Фактически официальное школьное образование игнорировало и/или активно подавляло культурный контекст, в котором оно создавалось, заменяя эпистемологические, равно как этические и политические, системы африканских сообществ ценностями западных стран-колонизаторов. Западные системы знаний и культура навязывались как более совершенные и отождествлялись с просвещением и цивилизацией. Западные системы знаний были в большинстве своем представлены как не связанные с культурой, объективные, универсальные, поддерживаемые «наукой», олицетворявшей собой универсальное и объективное знание, свободные от мифологии, предрассудков, культов или «примитивного» религиозного влияния. Африка продолжает ощущать на себе влияние наследия колониального присутствия, когда африканская эпистемология и культура становятся маргинальными, и либо вообще не признаются, либо просто игнорируются или уничтожаются на корню научным сообществом. В этом контексте западного колониализма в Африке «африканской эпистемологии была уготована уничижительная судьба иррационального и ненаучного, т.к. она предположительно была пристрастна и смешивалась с эмоциями, религиозными верованиями, интуициями и мифами» (Ani 2013, 296). Официальное школьное образование, таким образом, принесло нам форму «деконтекстуализированного» образования, в котором школы стали центрами внушения и воспитания чужеземных идеологий и ценностей, распространяемых через иностранные языки. Последствия оказались очень серьезными и до сих пор доминируют в африканской образовательной политике.

Языки преподавания и учебные программы в системе образовании Африки

Во многих странах мира школьное образование реализуется на родном языке. Однако в африканских школах ситуация коренным образом отличается. Почти повсеместно преподавание «осуществляется на языке, на котором дети обычно не говорят вне стен школы, которым не владеют и который едва понимают» (Brock-Utne, 2012a: 147). Сложившаяся ситуация традиционно объясняется колониальным наследием в Африке. В основе сформировавшейся к настоящему времени системы официального школьного образования лежат требования грамотности, выработанные с учетом языков колонизаторов. Однако влияние колониального режима на образование охватывает гораздо более широкий спектр вопросов помимо исключения местных африканских наречий в качестве языков преподавания в школе.

Колониализм не просто оказывает прямое влияние колониальной Европы на жизнь в Африке, демонстрирующей имперскую власть над каждым жителем континента и контролирующей сырьевые ресурсы, он также направлен на подавление африканских культурных ценностей и систем знаний, насаждение западной меркантильности под маской цивилизации взамен «диких» и «примитивных» культур. Система непрямого правления, установленного британцами, где традиционные лидеры или вожди были превращены в агентов колониальных властей, а не ответственных руководителей своего собственного народа, сохраняет фасад мнимого уважения к африканской культуре. Такая политика отличается от французского колониализма, при котором «французская колониальная политика всегда содержала гораздо больше явной идеологии ассимиляции (в 1905 г. такая политика стала называться термином «ассоциация»), получившей свой апофеоз в заучивании африканскими школьниками песен о «наших предках галлах»» (Wiseman 1990:19). В рамках такой политики ассимиляции насаждение французского языка и культуры было первостепенной задачей французских чиновников. Таким образом, «французские власти верили в цивилизационную миссию Франции, и сутью их политики ассимиляции было подменить коренные социальные и культурные системы французским языком, культурой и гражданством» (Cammack, Pool & Tordoff 1988:22).

Подмена коренных африканских социальных и культурных систем западными ценностями в равной степени осуществлялась миссионерами, «стремящимися к полному разрушению африканского мировоззрения и, таким образом, превращающих африканцев в ущербных англичан или субъектов другой европейской нации» (Jagusah 2001: 116). Колонизация достигла своих целей через уничтожение демократических основ коренного населения, ведь «колониальное правление по своей природе недемократично,… оно логически несовместимо с демократией. Политическое превосходство правления чужеземной элиты есть правление «из» народа, но очень сомнительно, что «ради» народа и, как бы ловко мы ни играли словами, оно никогда не сможет стать правительством «народного волеизъявления» (Wiseman, 1990:18). Данная политика к тому же сопровождалась аккультурацией, или заимствованием черт чужой культуры, осуществляемой через образование и религию. В итоге, «колониальное образование и христианское миссионерское рвение стали главными проводниками насаждения этих расистских представлений о «коренном». Все вышеописанные усилия в совокупности были направлены на упрочение и превознесение культуры колонизаторов, уничтожение культурных основ колонизируемых. Такая образовательная политика привела к тому, что африканские дети стали отождествлять себя с европейскими первопроходцами и миссионерами, «носителями цивилизации, с белыми, которые не просто несут дикарям истину, но истину исключительно белого населения» (Fanon, 1967a: 147)» (Mazrui & Mazrui, 1998: 58).

Такое отождествление себя как европейского первооткрывателя укоренилось в траншеях образовательной системы, унаследованной от пост-колониальной Африки. В этой системе имперские языки стали языками преподавания. Более того, в системе, ориентирующейся на Европу, как в плане языка преподавания, так и учебных программ, ни африканским языкам, ни местным знаниям нет места в официальном школьном образовании. Африканские знания лишь деликатно пытаются дополнять западный интеллектуальный багаж. Очевидно, таким примером может служить вклад североамериканских систем знаний в греческую цивилизацию (сравните Bernal, 1991; Diop 1989; James, 1988). Но по существу, в настоящий момент мы наблюдаем значительную утрату местных знаний, вытесненных официальным школьным образованием, «разработанным европейцами на своих языках и по-своему понимающих письменную форму африканских языков» (Roy-Campbell, 2006:3).

Надуманная неполноценность африканских языков, культуры, эпистемологии и т.д. породили расовые теории об их ущербности и недостаточном потенциале в школьном образовании. Расовый подход, согласно которому африканским языкам не хватает грамматической структуры и лексического запаса для выражения знаний, является центральным в системе образования. Это особенно относится к науке, включая математику и философию. Такое предвзятое отношение к африканским языкам было вознесено буквально до уровня установленного факта или аксиомы. Практически, оно уже накрепко осело в менталитете африканцев. Наряду с теориями о неполноценности африканских языков для решения образовательных задач коренному населению насаждается надуманная концепция о неполноценности (или вообще отсутствии) африканских местных систем знания. Они, если и признаются вообще, то противопоставляются философскому и научному мировоззрению, характерному для западных систем знания.

Колониальное образование и деятельность христианских миссионеров стали главными проводниками насаждения политической легитимности и гегемонии колонизаторов, а также укрепления расового образа ущербности всего, что в Африке является «коренным» (Mazrui & Mazrui, 1998). Это становится ясно при внимательном изучении школьных образовательных программ. Официальное школьное образование, несмотря на то, что находится на африканской земле, практически исключило любые связи с африканской культурой, эпистемологией или, согласно введенному термину, «контекстом образования». Познавательный процесс отделился от культурного контекста и превратился в обособленную территорию для внушения или приобщения к западным общественным и религиозным ценностям, в западную культуру, историю, политическую организацию, систему знаний, – и все это через европейские языки. Это было образование, созданное для уничтожения культуры или «концептуального заточения» африканцев. Термин «концептуальное заточение», введенный Вэйдом Ноублзом, означает «состояние интеллектуального заключения в рамки европейских ценностей и постулатов, чтобы победить «невежество» африканских и североамериканских философских, культурных и исторических истин» (Hotep 2003: 6). Уничтожение культуры зашло так далеко, что «учащимся предлагалось менять свои имена, стиль одежды и/или религиозные убеждения, учащихся наказывали за то, что они говорят на родном языке на территории школы, им не разрешалось есть местные блюда» (цит. по: Jagusah: 120). В то время как запрет на родной язык в стенах школы способствовал насаждению языков колонизаторов, объясняя это заботой об образовании ребенка и его просвещении, он также создавал барьеры для формирования и углубления ребенком того богатства культурного знания, которое необходимо для его личностного и общественного развития. Навязанное знание рассматривалось как наиболее подходящее для цивилизованного мировоззрения и сводилось к абсолютно европеизированным  школьным программам. Само по себе это подчеркивает ту степень, в которой школьные программы отражают или, точнее говоря, диктуют политические цели.

Образовательная политика в Африке

Если система образования ставит своей целью подготовку человека к выполнению ответственных взрослых ролей в обществе, то сохраняется вопрос, должно ли образование в Африке быть всего лишь передачей культуры (сравните Strouse, 2000) и, что еще важнее, чья культура должна передаваться (сравните Spring, 1997). Ответ, предлагаемый колониальной системой образования с его империалистической программой превосходства западных систем знания, культуры, политики, религии и т.п., сводится к точке зрения, что этой культурой должна быть культура колонизаторов. Существование африканской философии, эпистемологии, религиозных верований и практик, способности к логическому мышлению и т.д., давно был списан или исключен судом доверия. Все, что осталось, является «примитивными» или «дикими» обрядами, которые миссионеры, путешественники и социальные философы 18 века обычно называли «…позволительным окном в человеческий мир дикости», которая уже побеждена «просвещением и прогрессом в Европе» (Knight, 1987: 30). Короче говоря, африканская культура и системы знаний, вероятно, не могли стать частью современной системы образования. Учебные программы, на которых основана африканская официальная система школьного образования, отражали это мнение или убеждение, а также решали задачу насаждения европейских ценностей, философий и систем знаний. Это показывает, насколько несвободны учебные программы от идеологического давления. И наоборот, «образовательные программы по своему определению есть территория идеологической борьбы» (Ramose 2003: 6).

Идеологическая составляющая учебных программ, в общем, сама по себе является образовательным аспектом. Поскольку обучение подразумевает определенные перемены в том, что человек знает и умеет (сравните с мнением Nasir, 2012), а дети восприимчивы и, следовательно, поддаются внушению, образование становится эффективным средством формирования и влияния на то, что «образованные» люди знают и умеют. Один педагог пошел еще дальше и заявил, что «…ребенок является не природным феноменом, а политическим пространством для производства категорий, отличительных признаков, способов и мышления» (Baker, 1998: 138).

С политической независимостью и стремлением заставить образование отвечать потребностям общества, становится важным, чтобы народы Африки критически переосмыслили содержание образовательных программ. Развитие не может рассматриваться всего лишь в свете привлечения растущих инвестиций, производства, распространения материальных благ, развития инфраструктурных условий для торговли и т.д. (сравните Mchombo, 2006), оно должно включать в себя воспитание культурно образованных молодых людей или граждан, наделенных знаниями, необходимыми для всестороннего развития своих стран. Перед африканской системой образования стоит задача достижения этих целей. Де-контекстуализация образования, согласно различным данным, ставит соответствующие задачи академических успехов, актуальных в настоящее время в различных странах. Постановку и решение этих задач предстоит  выполнить образовательной политике страны. 18 октября 2014 г. кенийская газета “The Nation Online” («Страна онлайн») газета пометила статью под следующим заголовком: «Перед школой стоит непростая задача популяризации кенийского культурного наследия» (http://mobile.nation.co.ke/counties/promote-Kenyan-culture/-/1950480/2490798/-/format/xhtml/-/fdmgbxz/-/index.html).

Понимание того, что школы являются площадкой для популяризации и сохранения культурного наследия, является шагом вперед к «контекстуализации» образования. Образовательная политика должна решать эту задачу.

Наряду с переосмыслением образовательных программ необходимо изучить состояние дел с языками преподавания. Евроцентрические образовательные программы, которые унаследовала Африка, всегда сопровождались введением западных языков как языков преподавания. Связь между образовательными программами и выбором языков преподавания была не случайной. Выражение западных культурных ценностей, эпистемологии, науки и т.п. обязательно требовало использования языка, который бы отражал эти культурные ценности. Таким образом было необходимо, чтобы официальное школьное образование выбирало европейские языки в качестве языков образования.

К сожалению, связь между языком и культурой, а также навязанная необходимость введения евроцентристского образования, осуществляемого на европейских языках, привели к нелогичному выводу, что африканские языки не годятся для выражения образовательных концепций. Это тот случай, который Магейн назвал «лингвистическим заточением» (Mugane 2006). Африканским детям, которые пошли в школу, пришлось не только приспосабливаться к чужеземному содержанию, но и также получать образование на иностранных языках, которыми они не владели. Столь очевидный факт, что это может вредно сказаться на их интеллектуальном развитии или негативным образом повлиять на академическую успеваемость, никак не учитывался. Ученые доказали, что дети учатся лучше на самом знакомом им языке. Эта точка зрения неоднократно высказывалась в самых разных странах. Веским аргументом в поддержку использования национального или местного языка в национальной системе образования является то, что «он обеспечивает средство, благодаря которому лингвистическое и культурное богатство общества может играть существенную роль в официальном образовании своих детей, тем самым воспитывая образованных членов общества, способных идти по дорогам, ранее для них закрытым» (Hale, 1974: 3).

Исключение африканских языков как языков обучения их африканских школ не просто отрицательно сказалось на самооценке африканцев, но и поставило официальную систему школьного образование в противоречие культуре, которая ее создавала. Такое исключение местного контекста в официальном школьном образовании из культуры общества привело к серьезным культурным столкновениям. Денис Банда, ученый из Замбии, предлагает свою точку зрения на природу раздела, проведенного между официальным школьным образованием и местной культурой. Вот, что он пишет: «Моя борьба началась, когда мне сказали, что мне необходимо стоять, когда я говорю с учителем. Это не соответствовало нашим традициям, поскольку в нашем сообществе, чтобы выразить уважение к другому, необходимо опуститься на колени, в то время как стоять перед старшим считается грубостью. Говорить на родном языке, языке моего сообщества, считалось наказуемым деянием, так как наши местные языки считались примитивными, а, следовательно, и все члены сообщества признавались примитивными» (Banda, 2008:12).

Далее проблемы еще более усугубились. Денис Банда продолжает: «Я также узнал, что мое молчание и взгляд вниз, когда я слушаю старшего, являются способами выражения уважения и признаками внимательности, вдруг получили совсем другое значение в школе. В таком случае учитель считает тебя пассивным учеником и, возможно, недалеким» (там же).

Запрет на использование местных африканских наречий в школе или на введение африканской культуры и местных знаний в образовательные программы, несомненно, подрывает потенциал африканского образования для африканских детей и не способствует задачам их академического, культурного или социального развития.

Выбор языка обучения связан с вопросами защиты прав человека на образование (сравните Babaci-Wilhite 2012; 2014). Требование, чтобы дети воздерживались от использования родного языка и приспосабливались к учебному процессу, осуществляемому на иностранных языках на ранних этапах развития, означает нарушение основополагающего права человека на образование. В этой ситуации ребенок сталкивается с двойной трудностью: овладения иностранным языком и одновременно необходимости понимать иностранный язык, на котором ему преподносится информация. Как указывают некоторые ученые, образование должно придерживаться продуктивного метода, который «подразумевает помещение учащихся в контекст их собственных культурных значений, чтобы они могли правильно в социальном и психологическом планах соотносить эти значения с другими культурными понятиями» (Asante 1991:170). Естественно, для этого необходима серьезная переориентация образовательных программ, что, в свою очередь, требует политической поддержки и пересмотра концептуальных положений относительно природы усвоения знаний в школе, методов их усвоения, способов сохранения и передачи знаний, а также идеологического подхода к универсальности и превосходства евро-центристского знания и образования (сравните Meyers 1988; Nobles 1986). Упомянутая здесь политическая поддержка связана с определением образовательной политики, направленной на решение вопроса языка преподавания, особенно, на начальных стадиях образования. Данная концепция не требует исключения европейских языков. Она всего лишь выступает за использование их в качестве языков преподавания на более поздних стадиях образования, когда дети уже будут достаточно развиты и в достаточной степени овладеют иностранными языками.

Заключение

Последние тенденции в образовательной политике, особенно в восточной и западной Африке, доказывают необходимость  обращения внимания «проблемам наследия», связанным с тем, «…как колониальный опыт прошлого продолжает определять и формировать пост-колониальные подходы и практики» (Bamgbose 1991: 69). В Республике Малави явно наблюдаются шаги назад, выраженные в решении ввести английский язык как язык преподавания с 1 класса, что исключает любую возможность преподавания на родном языке на любом этапе школьного образования. В феврале 2014 г. министр образования Кении издал директиву, согласно которой учителя должны реализовывать образовательную политику, существовавшую уже более тридцати лет, но на которую почти никто раньше не обращал внимания, а именно, что дети должны получать образование на родном языке в течение первых трех лет обучения в школе. Конечно, эта директива встретила сопротивление, преимущественно со стороны учителей. Через профсоюз учителей были заявлены обычные отговорки, а именно, недостаток учебных материалов, плохая подготовка учителей, а также предположительно политически ангажированный вопрос большого количества этнических сообществ и языков. Такая политика, как аргументируется в полемике, будет препятствовать решению задач построения национального единства и идентичности (http://www.indexoncensorship.org/2014/02/kenya-teaching-mother-tongue/).

Все более ясно, что политика, направленная на контекстуализацию образования в Африке и восстановление прав человека на образование через обсуждение вопросов языка преподавания, потребует широкомасштабного лоббирования. Однако, даже если академические успехи африканского образования все еще остаются трудно достижимыми, народы Африки не могут себе позволить откладывать решение этих вопросов на потом. Они не менее значимы для достижения успеха в образовании, чем школьные здания, оборудование, инфраструктура и высококвалифицированные учителя, – недостаток всего этого в настоящее время определяет «образовательный кризис», в результате которого четверо из десяти африканских детей «не способны прочитать даже одно предложение».

Литература

  1. Ani, Ndubuisi Christian (2013). Appraisal of African Epistemology in the Global System. Alternation, 20(1), 295-320.
  2. Asante, Molefi K. (1991). The Afrocentric Idea in Education, The Journal of Negro Education, 60(2), 170-180.
  3. Asante, Molefi K. (1991/1992). Afrocentric Curriculum, Educational Leadership December 1991/January 1992, 28-31.
  4. Asante, Molefi, K. (1994). Classical Africa, Maywood: Peoples Publishing Group.
  5. Babaci-Wilhite, Z. (2012). A Human Rights-Based Approach to Zanzibar’s Language-in-education Policy. World Studies in Education, 13(2), 17-33.
  6. Babaci-Wilhite, Zehlia (ed.) (2014). Giving Space to African Voices. Rights in Local Languages and Local Curriculum. Rotterdam: Sense Publishers.
  7. Baker, Bernadette (1998). ’Childhood’ in the Emergency and Spread of US Public Schools. In Popkewitz, Thomas S. and Marie Brennan (Eds.), Foucault’s Challenge: Discourse, Knowledge, and Power in Education. New York: Teachers College Press, 117-143.
  8. Bamgbose, Ayo (1991). Language and the Nation. The Language Question in Sub-Saharan Africa. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  9. Banda, Dennis (2008). Education for All (EFA) and the ‘African Indigenous Knowledge Systems (AIKS)’: The Case of the Chewa People of Zambia, PhD dissertation, The University of Nottingham, UK.
  10. Bernal, Martin (1991). Black Athena: The Afro-Asiatic Roots of Classical Civilization, (The Fabrication of Ancient Greece 1785-1985, Volume 1). New Brunswick, NJ: Rutgers University Press.
  11. Brock-Utne, Birgit (2000). Whose education for all? The recolonizatioin of the African mind, New York: Falmer Press.
  12. Brock-Utne, Birgit (2012a). Learning for all of Africa’s children—but in whose language? Commonwealth Education Partnerships 2012/13, 147-150.
  13. Brock-Utne, Birgit (2012b). Language and inequality: global challenges to education. Compare: A Journal of Comparative and International Education, 1-21.
  14. Cammack, Paul, David Pool and William Tordoff (1988). Third World Politics. A Comparative Introduction. Baltimore: The Johns Hopkins University Press.
  15. Diop, Cheikh Anta, (1st edition) (1989). The African Origin of Civilization: Myth or Reality. Chicago, IL: Chicago Review Press.
  16. Gollnick Donna M. & Phillip C. Chinn (1998). Multicultural Education in a Pluralist Society. Columbus: Merrill.
  17. Hale, Kenneth L. (1974). Navajo Linguistics II, Special Lecture series.
  18. Hotep, Uhuru (2003). Decolonizing the African Mind: Further Analysis and Strategy, Kwame Ture Youth Leadership Institute, http://whgbetc.com/ifbm/decolonizing.html
  19. Jagusah, Olivet I. W. (2001). Educational policy in Africa and the issue(s) of context: The case of Nigeria and South Africa. International Education Journal 2(5), WCCES Commission 6 Special 2001Congress Issue http://iej.cjb.net 113
  20. James, George G.M. (1988). Stolen Legacy: The Greeks were not the authors of Greek Philosophy, but the people of North Africa commonly called the Egyptians, (this version published by the Estate of George G.M. James). San Francisco, CA: Julian Richardson Associates Publishers.
  21. Kaphagawani, D.N. & H.F. Chidammodzi (1983). Chewa cultural ideals and system of thought as determined from proverbs: A preliminary analysis. Journal of Social Science, University of Malawi, 29-37.
  22. Knight, Chris (1987). Menstruation and the Origins of Culture: A reconsideration of Lévi-Strauss’s work and symbolism and myth, PhD dissertation. University College London.
  23. Mazrui, Ali A. & Alamin M. Mazrui (1998). The Power of Babel. Language & Governance in the African Experience. Chicago: The University of Chicago Press.
  24. Mchombo, S. (2006). Sports and Development in Malawi. Soccer and Society, 7(2-3), 318-338.
  25. Meyers, L. (1988). Understanding an Afrocentric World View: Introduction to an optimal psychology. Dubuque, IA: Kendall/Hunt Publishing.
  26. Mugane, John (2006). Necrolinguistics: The Linguistically Stranded. In Mugane, John et. al. (Eds.) Selected Proceedings of the 35th Annual Conference on African Linguistics, Somerville, MA: Cascadilla Proceedings Project, 10-21.
  27. Nasir, Na’ilah Suad (2012). Racialized Identities. Race and Achievement among African American Youth. Stanford, CA: Stanford University Press.
  28. Nobles, Wade (1986). African psychology: Toward its reclamation, revitalization and re-ascension. Oakland, CA: Black Family Institute.
  29. Peele-Eady, Tryphenia B. (2011). Constructing membership identity through language and social interaction: the case of African American children at faith missionary Baptist church. Anthropology & Education Quarterly, 42(1), 54-75.
  30. Ramose, Mogobe B. (2003). The struggle for reason in Africa. In: Coetzee P.H. & A.P. J. Roux (Eds.) 2nd edition. The African Philosophy Reader: A text with readings. New York, NY: Routledge, 1-9.
  31. Roy-Campbell, Zaline Makini (2006). The state of African languages and the global language politics: empowering African languages in the era of globalization. In Arasanyin, Olaoba F. and Pemberton, Michael A. (Eds.). Selected Proceedings of the 36th Annual Conference on African Linguistics. Somerville, MA: Cascadilla Proceedings Project, 1-13.
  32. Spring, Joel (1997). Deculturalization and the struggle for equality: a brief history of the education of dominated groups in the United States. NY: McGraw Hill.
  33. Strouse, Joan H. (2000). Exploring socio-cultural themes in education: readings in social foundations. Columbus: Merrill/Prentice Hall.
  34. Wiseman, John A. (1990). Democracy in black Africa. Survival and revival, New York: Paragon House Publishers.

1. Я признателен профессору Бабачи-Вилхайт за интересные дискуссии о правах человека в образовании в Африке и за возможность высказать свое мнение по этим вопросам. Благодарю Клаудин Карлайзл, Дэвида Кью, Патрисию Квок, Джой Бренду Обири и Кеннеди Муго за обсуждения на семинарских занятиях, которые помогли мне сформировать собственную позицию. Выражаю благодарность Джарвису Гивенсу и Найала Суад Назир за их интерес, проявленный к моей работе, а также Монике Кахумбуру за помощь и информацию о ситуации в системе образования Кении. Я благодарю анонимного рецензента за полезные замечания по предыдущему тексту статьи. Никто из вышеперечисленных не несет ответственность за мнения, отраженные в данной статье, которые являются личной точкой зрения автора. Наконец, выражаю благодарность Джании Банез за постоянные напоминания о том, что нельзя забывать о здоровье.

2. Мчомбо, Сэм, кафедра афро-американских исследований, Университет штата Калифорния, г. Беркли, штат Калифорния, США.

3. Субсахарская Африка – группа африканских стран, расположенных к югу от пустыни Сахара; также известна под названиями "Черная Африка" ("Black Africa") и "Темная Африка" ("Dark Africa"), возникшими в связи с тем, что эти страны населены негроидными народами; к группе относятся 48 стран: Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, Центрально-Африканская Республика, Чад, Коморские Острова, Демократическая республика Конго, Республика Конго, Кот-д'Ивуар, Джибути, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кения, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мавритания, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сейшельские Острова, Сьерра-Леоне, Сомали, Южно-Африканская республика, Судан, Свазиленд, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве [примечание переводчика].

4. Брок-Утне (Brock-Utne, 2012b) упоминает статью в танзанийской газете Маджира (Majira) от 18 мая 2010 г. с шокирующим заголовком ‘Mwanafunzi afa akifanya adhabu’ (Ученик погиб, когда его подвергли наказанию). В статье рассказывается о шестнадцатилетнем подростке Чарльзе Вабеа (Charles Wabea) из средней школы Лучелель, который погиб во время наказания, назначенного ему учителю, за то, что он говорил на уроке на языке суахили. В наказание он должен был насыпать 20 ведер земли из ямы. Во время наполнения одного из ведер стены ямы обрушились на ученика.

chenjianwei (Jan. 17, 2018)

balenciaga shoes

new england patriots jerseys

yeezy boost

adidas tubular

nike dunk low

huarache shoes

true religion jeans

lebron 14

adidas tubular x

ultra boost

nike polo

100% real jordans for cheap

lacoste polo

kate spade handbags

moncler outlet

moncler jackets

nike air max

true religion outlet

cheap mlb jerseys

hermes birkin

nike air force

lebron james shoes

retro jordans

bape hoodie

adidas tubular UK

lacoste online shop

kobe shoes

jordan 6

adidas yeezy boost

air jordan shoes

christian louboutin shoes

cheap nfl jerseys china

vans outlet

adidas stan smith

cheap jordan shoes

ferragamo belt

yeezy boost 350

kyrie 4

adidas tubular

adidas yeezy

yeezy

adidas stan smith

nike lebron 11

timberland outlet

harden shoes

curry 3

adidas yeezy boost

birkin bag

lebron soldier 11

adidas ultra boost 3.0

retro jordans

nike air force 1

adidas yeezy

adidas superstar

links of london

gucci belts for men

longchamp bags

links of london sale

led shoes

pg 1

longchamps

adidas stan smith uk

longchamp

hermes handbags

longchamp bags

adidas nmd

ysl handbags

golden goose

kate spade outlet

yeezy boost 350 v2

nike hyperdunk

air max 90

hermes belts

tom ford glasses

nike air max 90

michael kors factory outlet

jordan 13

lebron 15

basketball shoes

dior sunglasses

kobe 11

jordan shoes

jordan retro

nike huarache

air max 95

irving shoes

nike hyperdunk 2017

nike free run

air jordans

adidas online shop

patriots jersey

longchamp longchamps

nike air max 2018

adidas gazelle sale

kd shoes

nmd

hermes birkin

cheap nba jerseys

nike air max

yeezy sneakers

real jordans for sale cheap

adidas superstar UK

nike roshe run

paul george shoes

vibram fivefingers

converse outlet

michael kors outlet

balenciaga shoes

adidas outlet

nike lebron 14

curry 3

goyard handbags

yeezy boost

air jordan

chrome hearts

hyperdunks

adidas nmd r1

adidas outlet

james harden shoes

true religion outlet

chrome hearts

air jordan 11

adidas yeezy

adidas nmd

nike kyrie 3

golden goose outlet

nike air zoom pegasus 32

jordan shoes

gucci belt

cheap nfl jerseys

adidas ultra boost

yeezy boost 350

adidas superstar

kobe shoes

nike dunks

kyrie irving shoes

light up shoes

yeezy shoes

links of london

kate spade outlet

kobe basketball shoes

yeezy boost 350

nike huarache sale

golden goose sneakers

nike air force 1 high

yeezy boost 350 v2

nike air zoom structure 19

off white clothing

air max 90

longchamp handbags

jordan 12

adidas yeezy

stephen curry shoes

nike lebron 15

nike zoom

moncler

michael kors

lebron 13 shoes

michael kors handbags

curry 4

mlb jerseys

foamposites

hogan outlet

supreme hoodie

lebron shoes

bape clothing

pandora charms

adidas outlet online

balenciaga sneakers

reebok outlet

patriots jerseys

nike roshe run one

jordan retro

adidas ultra boost

huarache shoes

nike hyperdunk

michael kors purses

longchamp outlet

supreme clothing

cheap jordans

nike basketball shoes

chrome hearts outlet

adidas nmd

converse outlet store

longchamp

adidas stan smith women

adidas yeezy boost

prada sunglasses

hermes belts

cheap jordans

adidas neo online shop

kobe basketball shoes

jordan shoes

yeezy boost 350 v2

calvin klein outlet

michael kors handbags

air max

vans store

nike air zoom

jordan shoes

hermes belt

air force ones

longchamp handbags

nike air max 90

nmd r1

nba jerseys

off white hoodie

falcons jersey

nike mercurial

adidas tubular

balenciaga sneakers

cheap jordans

michael kors outlet handbags

cheap nhl jerseys

ultra boost 3.0

ferragamo sale

nike roshe run

huaraches

hermes belt

adidas eqt support adv

air max 90

converse shoes

kevin durant shoes

adidas shoes

under armour curry 3

tom ford sunglasses

kate spade outlet online

atlanta falcons jersey

hermes belt

adidas store

yeezy boost 350 v2

lebron soldier 10

bape hoodie

lacoste outlet

fitflops

michael kors outlet online

kobe byrant shoes

adidas nmd

michael kors handbags

jordan 4

adidas ultra boost

yeezy shoes

adidas gazelle

yeezy

michael kors outlet online

true religion

vans shoes

hermes bag

air jordan 12

curry 4

birkin bag

chrome hearts online

fitflops sale

kyrie 4

tory burch shoes

true religion jeans

nfl jerseys

calvin klein underwear

timberland shoes

nhl jerseys

goyard tote

louboutin shoes

nmd

yeezys

nike roshe run

lebron 13 low

longchamp bags

air jordan

michael kors outlet

curry shoes

golden goose

longchamp handbags

nike air max 2017

basketball shoes

kobe 9

moncler sale

tory burch shoes

roshe run

nike air force 1 low

air jordan 6

light up shoes

kobe byrant shoes

van cleef arpels

kobe sneakers

yeezy shoes

cartier love bracelet

nike huarache

kobe 9

yeezy shoes

vans shoes

yeezy

pandora bracelet

yeezy boost

golden goose sneakers

longchamp

jordan retro

kobe 11

off white hoodie

supreme clothing

nike zoom

converse shoes

curry 2

adidas neo

cheap jordans

jordan shoes

christian louboutin shoes

prada eyeglasses

pandora bracelet

michael kors outlet

nike huarache

hogan outlet online

paul george shoes

nike huarache

goyard handbags

adidas ultra boost 3.0

led light up shoes

yeezy boost 350

air max 2018

nike air max 2016

yeezy

gucci belts

michael kors outlet

pandora jewelry

nike air max95

pandora charms

lebron 13

lebron 15

yeezy boost

adidas stan smith men

christian louboutin

michael kors outlet

adidas eqt

yeezy

yeezys

kyrie 3

nike air force 1

asics sneakers

vanvan cleef and arpels

adidas nmd

lebron 15 shoes

cartier bracelet

yeezy shoes

pandora jewelry

nike air max 90

fitflops sale clearance

asics running shoes

jordan retro 13

nike air force

nike roshe one

nike mercurial vapor

jordan 11

20171226caihuali (Dec. 26, 2017)

coach factory outlet

ugg boots clearance

oakley sunglasses

cheap snapbacks

denver broncos jerseys

pandora outlet

coach canada

canada goose outlet

ray ban sunglasses

adidas outlet store

lacoste polo shirts

christian louboutin shoes

nike air max 90

converse shoes

canada goose jackets

birkenstock outlet

true religion jeans

mulberry bags

cheap jordans

michael kors outlet

coach outlet online

michael kors outlet

polo outlet

coach handbags

louboutin shoes

oakley sunglasses

true religion jeans

nike factory outlet

kobe shoes

canada goose outlet

basketball shoes

mulberry handbags

polo ralph lauren

michael kors outlet

canada goose outlet

ugg boots

rayban sunglasses

air max 90

cheap football shirts

ugg outlet

barbour outlet

oakley sunglasses

ralph lauren polo shirts

air max trainers

tory burch outlet

nba jerseys

ray ban sunglasses

ferragamo outlet

supreme clothing

christian louboutin outlet

coach outlet online

ray ban sunglasses

kate spade outlet

pandora outlet

ray ban sunglasses

futbol baratas

longchamp outlet

christian louboutin outlet

polo outlet

coach outlet online

hermes belt

pandora outlet

canada goose outlet

salomon shoes

supreme clothing

jordan shoes

michael kors

soccer jerseys

air jordan 4

thomas sabo

ray ban sunglasses

michael kors outlet

polo ralph lauren

canada goose coats

polo ralph lauren

coach factory outlet

michael kors outlet

longchamp handbags

jordan shoes

kate spade outlet

canada goose jackets

canada goose outlet

canada goose outlet

oakley sunglasses wholesale

coach outlet canada

cheap jordans

kate spade outlet

coach factory outlet

pandora outlet

prada handbags

marc jacobs outlet

true religion jeans

michael kors outlet

coach outlet

nike shoes

converse shoes

cheap mlb jerseys

timberland sko

oakley sunglasses

christian louboutin shoes

air max 90

christian louboutin outlet

ray ban sunglasses

michael kors outlet

oakley sunglasses

coach outlet

fitflops sale

true religion outlet

nfl jerseys wholesale

ugg boots

ferragamo outlet

true religion jeans

polo outlet

michael kors outlet

ugg outlet

air max 90

michael kors

longchamp bags

moncler jackets

uggs outlet

michael kors handbags

moncler outlet

cheap jerseys

adidas wings

coach handbags

mulberry handbags

valentino outlet

ugg outlet

ugg boots clearance

adidas nmd

fitflops shoes

michael kors handbags

chrome hearts outlet

polo ralph lauren

michael kors handbags

fitflops outlet

michael kors outlet

nike outlet

ugg outlet

ralph lauren polo

coach factory outlet

jordan shoes

true religion outlet

pandora outlet

polo ralph lauren

ugg outlet

ugg outlets

ray bans

tory burch outlet

air max 1

nike store

mulberry handbags

ugg boots clearance

ugg boots

coach outlet

coach factory outlet

michael kors wallets

polo outlet

bottega veneta outlet

burberry outlet

cartier outlet

kate spade outlet

ugg outlet

michael kors outlet

longchamp outlet

oakley sunglasses

ray ban sunglasses

coach outlet

ralph lauren uk

coach outlet

canada goose outlet

nfl jerseys

oakley sunglasses

christian louboutin shoes

swarovski outlet

ugg outlet

yeezy boost 350

new balance shoes

air max 90

jordan shoes

moncler jackets

cheap nfl jerseys

ferragamo shoes

polo ralph lauren

cazal sunglasses

coach factory outlet

ugg boots clearance

true religion uk

cheap nhl jerseys

michael kors outlet

ralph lauren polo

canada goose outlet

ferragamo outlet

true religion outlet

canada goose jackets

canada goose outlet

canada goose outlet

canada goose outlet

Girls shoes

nike shoes

fitflops sale clearance

oakley sunglasses

pandora charms sale clearance

coach outlet online

ralph lauren polo shirts

nike sko

jordan shoes

longchamp pas cher

oakley sunglasses wholesale

cheap jerseys

20171226caihuali
linmangmu (Dec. 25, 2017)

golden goose sneakers

adidas stan smith sneakers

led shoes

adidas nmd

hermes belt

balenciaga sneakers

adidas nmd runner

nike polo shirts

vibram five fingers

adidas stan smith shoes

roshe run

hogan outlet online

nike huarache

fitflops

adidas yeezy

adidas nmd r1

cheap nfl jerseys

tom ford sunglasses

yeezy boost 350

curry 4

lebron james shoes

atlanta falcons jersey

vans shoes

adidas ultra boost

nike roshe run

michael kors uk

adidas outlet

cartier bracelet

mlb jerseys

100% real jordans for cheap

yeezy boost 350 v2

reebok shoes

air force 1

fitflops sale clearance

lacoste online shop

kyrie 3 shoes

yeezy boost

yeezy boost

michael kors outlet online

lacoste outlet

yeezys

michael jordan shoes

yeezy shoes

real jordans for sale cheap

air jordans

yeezy shoes

kevin durant shoes

pandora bracelet

true religion jeans

balenciaga shoes

golden goose

birkin bag

adidas shoes

yeezys

kobe 9

prada glasses

air force 1

kobe basketball shoes

balenciaga sneakers

yeezy boost 350

cheap jordans

yeezy shoes

chrome hearts online

chrome hearts

adidas outlet

longchamp handbags

yeezy boost 350 v2

kobe 11

nike air max 2018

authentic jordans

chrome hearts

nike mercurial

asics running shoes

jordan retro

nike roshe run

hermes handbags

van cleef

goyard bags

adidas superstar

air max

adidas tubular shadow

longchamp longchamps

dior sunglasses

ferragamo belt

jordan retro 12

air yeezy

kyrie 4

yeezy shoes

led shoes for kids

adidas gazelle

vans outlet

nike roshe one

golden goose outlet

longchamp handbags

nike huarache

ysl handbags

fitflops

kd shoes

tory burch outlet

vibram fivefingers

curry 4

retro jordans

cheap jordans

lebron 13 shoes

longchamp bags

michael kors outlet

hermes belt

kate spade outlet

adidas neo

kyrie shoes

longchamp

tory burch shoes

supreme hoodie

moncler outlet

nike zoom running shoe

michael kors outlet

ysl bags

adidas stan smith

kate spade handbags

hogan outlet

yeezy

michael kors handbags

adidas yeezy

nike air zoom

nfl jerseys

vans shoes

adidas superstar shoes

kyrie irving shoes

nhl jerseys

balenciaga shoes

jordan 13

yeezy shoes

ferragamo belts

air jordan

air jordan shoes

golden goose sneakers

michael kors handbags

air jordan

tory burch shoes

nike air max 2017

adidas superstar shoes

van cleef arpels

kobe 9

longchamp bags

nike polo

gucci belt

roshe shoes

michael kors outlet

kyrie 3

adidas tubular

Kanye West shoes

air max 90

http://www.kobebasketballshoes.us.com

golden goose

nba jerseys

nike free

air max 2016

links of london

goyard bags

true religion

asics shoes

yeezy boost 350

james harden shoes

adidas tubular

links of london

adidas yeezy boost

adidas tubular

adidas nmd

michael kors outlet

yeezy boost 350

adidas ultra

nike air zoom

lebron 14

longchamps

curry 3 shoes

reebok outlet

jordan 4

converse outlet store

pandora charms

links of london outlet store

nike roshe uk

harden shoes

dior glasses

yeezy boost 350 v2

tom ford eyewear

kobe basketball shoes

bape hoodie

true religion

longchamp bags

nike air force 1

nike air huarache

adidas nmd

timberland outlet

air max 90

nike zoom

yeezy boost 350 v2

longchamp outlet

christian louboutin

stephen curry shoes

adidas tubular

michael kors outlet store

nike air max 90

jordan 11 retro

kate spade outlet online

kobe 11

jordan shoes

kobe sneakers

air max 2018

links of london sale

yeezy boost 350

nike dunks

cheap jordans

michael kors outlet online

hermes belt

jordan 12

louboutin shoes

curry shoes

michael kors factory outlet

timberland boots

kobe shoes

christian louboutin shoes

louboutin shoes uk

pandora charms

prada sunglasses

gucci belts

jordan shoes

air jordan 13

http://www.kobeshoes.uk

longchamp outlet

michael kors outlet online

bape hoodie

adidas ultra boost

retro jordans

michael kors handbags

birkin bag

goyard handbags

nike air huarache

basketball shoes

ultra boost

nmd

falcons jersey

adidas nmd

adidas superstar

curry 3

nike air max

lacoste polo

longchamp sale

yeezy boost

adidas outlet online

nike free run

cheap jordans

lacoste outlet

100% real jordans for cheap

jordan shoes

adidas nmd

adidas ultra boost uncaged

lebron 14 shoes

nike football boots

nike air max

cheap nba jerseys

longchamp handbags

led shoes

yeezy boost 350 v2

cheap jordans

air max 2017

longchamp bags

true religion outlet

adidas tubular shadow

kobe shoes

nike zoom

adidas online shop

birkin bag

goyard handbags

pandora jewelry

nike basketball shoes

air jordan shoes

light up shoes

adidas ultra boost

jordan shoes

converse shoes

hermes belts for men

chrome hearts

chrome hearts online

converse outlet

adidas outlet

adidas eqt

cheap mlb jerseys

watch (Dec. 20, 2017)
"Triangle shield" shaped case, made of rolex replica uk fine gold plating of fine gold to create a fine and full of rolex replica watches classic style. Just like gold shining luxurious, showing a classic and smooth swiss replica watcheslines, very beautiful. Watch the same side of the non-slip texture of the crown, feel good to replica watches uk facilitate the commissioning of the watch.
Robinjack (Dec. 20, 2017)
If you don't mind proceed with this incredible work and I anticipate a greater amount of your amazing blog entries. lebanon escort
Зочин (Nov. 28, 2017)
Beautifully simple, these understated bracelets will look great with everything. cheap pandora earrings cheap pandora beads charms pandora sale

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum