Volume: 6, Issue: 3

15/12/2014

Историческая грамотность средствами историографии: обучение в рамках нового стандарта С3
Леверн, Майкл Дж. [about]

Историческая грамотность средствами историографии: обучение в рамках нового стандарта С3

Леверн, Майкл Дж.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история,  грамотность, общественные дисциплины, историографический анализ, историческое мышление, новые стандарты С3.

АННОТАЦИЯ: Автор обсуждает новые государственные стандарты преподавания общественных дисциплин в школах США, особенно - сделанному в них акценту на развитие навыков исторической грамотности у учащихся средних и старших классов. Основное внимание в статье уделяется историографическому анализу, использование которого облегчает развитие исторического мышления и формирует навыки исторической  грамотности. Речь идет о методиках, предполагающих выведение школьников за пределы классной комнаты в более широкое социальное окружение, и обучение их историографическому анализу музейных экспонатов, исторических памятников, придорожных исторических указателей и т.п. В результате школьники учатся собирать и критически анализировать информацию, признавать перспективу и предпринятые действия, оценивать источники, доказательства и причинно-следственные связи, равно как формулировать аргументы и контраргументы.

____________________________

Введение

В 2013 году Национальный Совет по общественным дисциплинам подготовил и опубликовал новые стандарты в рамках С3, в которых конкретно и четко обозначены знания и умения, необходимые для достижения успеха в высшем образовании, карьере и в общественной жизни в 21-м веке. Во введении к стандартам авторы указывают, что «обучаемым необходимо обладать серьезной  интеллектуальной составляющей, которая позволит распознавать проблемы в обществе, задавать разумные вопросы, заниматься поиском ответов на эти вопросы и проводить исследование, научиться анализировать возможные решения и предвосхищать последствия действий, уметь отличать объективные факты от провинциальных, узко направленных мнений и, наконец,  жить и действовать на основе изученного материала» (NCSS, 2013, с. 6). Но «самое главное», как отмечается во введении, «обучаемые должны обладать умениями и желанием повторять названный процесс любое необходимое количество раз» (Там же, с. 6). Все названное имеет отношение к широкой сфере преподавания и изучения общественных дисциплин, и вне всякого сомнения, к формированию исторического мышления и исторической грамотности, о которой мы не устаем говорить в последние двадцать лет. В данной статье мы остановимся на вопросах формирования умений исторической грамотности и их отражения в новых стандартах. При этом главное внимание мы сосредоточим на выявлении важных позитивных моментов историографического анализа как одного из подходов в формировании названных и связанных с ними умений у учащихся средних и старших классов.

Одно из определений грамотности в области конкретной дисциплины гласит, что это тесная связь и взаимодействие знания, опыта и умений, необходимых для чтения, письма, слушанья, говорения и критического размышления в рамках данной сферы знаний (Wisconsin Department of Education, 2013). Принимая данное определение, мы вполне отдаем себе отчет в том, что навыки и умения для демонстрации «грамотности» в одной сфере, будут радикально отличаться от соответствующих умений и навыков в другой дисциплине. Грамотность в сфере общественных дисциплин напрямую связана с умениями формулировать вопросы и готовить опросники, применять специфические концепции и инструменты познания, характерные для общественных дисциплин,  оценивать источники информации и свидетельства, формулировать заключения и выводы, и при необходимости предпринимать соответствующие действия (NCSS, 2013). Если слегка конкретизировать сказанное выше, то историческая грамотность имеет прямое отношение к практике и демонстрации понимания изменений и непрерывности, признания контекста, оценки первичных и вторичных ресурсов, причинно-следственных связей и формулировки достоверных аргументов  (NCSS, 2013, с. 45-50).

Отметим по ходу, что обсуждаемые стандарты хотя и открывают некие новые горизонты и позволяют взглянуть на проблему по-новому, но все же названные компоненты давно известны учителям общественных дисциплин, и мы многие годы обучали их в школах. Равно как и понятие грамотности, связанной с определенной областью знаний, давно нам знакомо. В книге «Историческое мышление и другие неестественные действия: формирование будущего для обучения прошлому (Historical Thinking and Other Unnatural Acts: Charting the Future of Teaching the Past, 2001) Сэм Уинберг утверждал, что обучаемые, которые научились задавать вопросы в рамках изученных ими исторических источников, а затем использовать результаты для формирования обоснованных выводов о прошлом, получили таким образом возможность сформировать навыки грамотности, необходимые для исторического чтения и размышлений». Почти десять лет спустя Анита Рэви в статье «Грамотность в рамках конкретной дисциплины на уроках истории» (Disciplinary Literacy in the History Classroom, 2010) утверждала, что размышления, сомнения и анализ как виды мыслительной деятельности должны обязательно присутствовать в преподавании, что позволит сформировать у учащихся лучшее понимание особенностей и различий опыта и перспективы (Там же, с. 55).   Эти и подобные им исследования подчеркивают большой потенциал, заложенный в деятельности, которая способствует формированию навыков исторической грамотности учащихся. Как отмечается в документе Национального центра по истории в школах (2014):

«… Подлинное историческое понимание требует от учащихся активности и включенности в процесс исторического мышления – умения задавать вопросы и искать достоверные источники ответов на них; видеть дальше и глубже фактов, преподносимых в учебниках, исследовать историческую информацию самостоятельно; обращаться в поиске ответов к документам, журналам и дневниковым записям, артефактам и историческим памятникам, произведениям искусства, статистическим и другим данным, полученным в прошлом, и делать это творчески, принимая во внимание исторический контекст, в котором были созданы данные записи и сравнивая несколько точек зрения очевидцев того события или свидетелей того времени» (с. 1).

Конечно, когда Национальный Совет по общественным дисциплинам выпустил новые стандарты, они были представлены в качестве средства для оказания помощи штатам в их усилиях по обновлению и модернизации местных стандартов преподавания и изучения общественных дисциплин, а также по усилению программ преподавания  этих предметов на уровне отдельных школ и школьных округов. Цели сформулированы следующим образом: «… наращивать усилия в преподавании общественных дисциплин; сформировать навыки критического мышления, умения решать проблемы, и навыки участия, необходимые для становления активных граждан; соотнести  стандарты преподавания общественных дисциплин с программами по английскому языку и грамотности в области истории/общественных дисциплин» (с.1).

Во втором подразделе Национальных стандартов утверждается, что историческое исследование должно вовлекать учащихся в самостоятельный, исторически-ориентированный поиск истины, оценивание источников и свидетельств, признание точек зрения и аргументированных доводов (с. 45). Подобные упражнения в сфере исторических исследований и «понимания хронологии событий», как сказано во введении ко второму подразделу, предоставят учащимся  лучшие широкие и более основательные возможности для развития глубокого понимание действий, совершенных в прошлом, и их исполнителей (Lovorn, 2013). В Стандартах названы четыре главные сферы, на которых должно быть сфокусировано внимание: 1. Время , непрерывность и изменения. 2. Перспективы. 3. Исторические источники и доказательства. 4. Причинно-следственная связь и аргументация. Каждая из названных областей подчеркивает компоненты исторической грамотности, как сказано выше, и будет кратко рассмотрена ниже.

Время, непрерывность и изменения

Структура документа построена таким образом, что названные компоненты проходят через весь учебный процесс с подготовительной группы до выпускного 12-го класса школы (К-12) и их значение усиливается по мере продвижения учащихся к завершению всего курса обучения. Понятно, что целевая установка состоит в том, чтобы учащиеся средних и старших классов могли использовать серьезные, требующие  размышлений факты, и обладать умениями, позволяющими анализировать эти факты в исторической ретроспективе. Развитие и успехи учащихся напрямую зависят от наличия умений быть задействованными в этих процессах, связанных с исторической грамотностью, особенно в использовании умений классифицировать, анализировать и оценивать что-либо. Задействованные в этой связи усилия, как подразумевает Стандарт, позволят свести в единое целое содержание и процесс (NCSS, 2013, с. 20). 

Перспективы

В стандартах также признается необходимость сформировать у учащихся способность и умения понимать, признавать и академически оценивать существование перспективы и определенной точки зрения в пересказе и интерпретации истории. И снова включенность учащихся в этот процесс происходит в разных вариациях детального объяснения и анализа. Связанная с историей грамотность, как мы уже говорили, предполагает, что учащиеся могут не только распознать перспективу в рассказе или другом типе текста, но и ясно показать влияние разных точек зрения на процесс исследования проблемы (Ravi, 2010). И снова подчеркивается необходимость концентрировать внимание на основанном на конкретных умениях «языке грамотности». Например, знакомясь с разными точками зрения, учащиеся учатся распознавать, как оценивать и измерять воздействие разных событий и направлений в истории, рассказанных разными людьми и в разное время.

Исторические источники и доказательства

Умение работать с разными историческими источниками и доказательствами относится к наиболее востребованным умениям, необходимым для формирования исторической грамотности на уровне средних и старших классов средней школы. Иными словами, можно сказать, что это умение связывает воедино все другие, определяющие уровень формирования исторической грамотности. В течение многих лет ученые отмечали непосредственную связь между источниками (непосредственными, вторичными и пр.) и историческим мышлением, и всякий раз указывали, что наличие этой связи абсолютно необходимо для формирования исторической грамотности. В этой связи учащиеся обучаются не только тому, как классифицировать и анализировать первичные и вторичные источники в пределах их достижимости, но и также как определять их сильные и слабые стороны, их ограниченность, и когда это уместно, критиковать эти источники по разным критериям – обоснованности, полезности и достоверности. 

Причинно-следственная связь и аргументация

Это последняя фаза в названном процессе, она также может быть названа кульминацией всего происходящего до нее. Основываясь на сформированных раннее умениях понимать время, непрерывность и изменения; признавать разные перспективы и анализировать исторические источники и доказательства, на этом этапе учащиеся вполне подготовлены к объяснению и интерпретации причинно-следственных связей в истории, (почему событие А привело к Б, а Б привело к В и т.п.) и к критике противоположных аргументов в отношении прошлого отдельных людей и событий. Описанная выше способность учащихся также является наиболее  красноречивым свидетельством степени сформированности у них умений исторической грамотности (VanSledright, 2013).

Учёные продолжают доказывать необходимость исторической грамотности у учащихся, и потому новые стандарты, хоть и не отличаются совершенно  инновационным подходом, в целом были встречены весьма положительно историками и учителями истории. Вполне очевидно, что школьники, способные «мыслить как историки», лучше подготовлены не только к признанию исторической перспективы и развитию соответствующих умений интерпретировать, анализировать и использовать информацию о событиях прошлого (Stearns, Seixas, & Wineburg, 2000), но еще и к сохранению устойчивого интереса к изучению истории в течение всей последующей взрослой жизни (RecollectionWisconsin.org, 2014). Итак, имея в виду все сказанное в пользу новых стандартов и их признания в разных профессиональных кругах, мы также не можем не отметить, что упор только на этих сложных навыках исторической грамотности имеет свои проблемы.

Обоснование историографического анализа

Исследования устойчивого приобщения школьников к мыслительной деятельности высшего порядка показывают, что есть определенные ограничения, которые сокращают возможности названных и подобных им методик в течение всего периода обучения в школе. Не так давно исследовательская группа по изучению преподавания общественных дисциплин (Social Studies Inquiry Research Collaborative, SSIRC) провела исследования, которые со всей очевидностью показали: на уроках общественных дисциплин учащиеся лишь изредка призваны использовать высокий уровень мыслительной деятельности, вступать в действительно серьезный разговор или обсуждение, и наконец, ситуации, когда они могут объединить содержание изученного с событиями собственной жизни случаются далеко нечасто (Saye et al., 2013). Ученые убедились в том, что концептуальные и процедурные несоответствия препятствуют развитию у учащихся навыков грамотности, особенно в контексте исторического мышления и анализа прошлого. Более того, они могут способствовать формированию устойчивой апатии как реакции на содержание обучения (Lesh, 2011). В 2010 году Национальный совет по социальным наукам (NCSS) опубликовал «Национальные стандарты учебных программ по социальным наукам: основа для преподавания, обучения и оценки» (CSSS), в которых сформулированы краткие, но точно определяющие объем и последовательность содержания образования для обеспечения развития высших форм мыслительной деятельности в области общественных наук. Будучи предтечей современных стандартов образования, предыдущие ясно нацеливали учителя на формирование у школьников умений работы с информацией и принятия соответствующих решений на основе полученной информации и формирования значимых личностных мнений по поводу изученного содержания. В стандартах была сформулирована установка на формирование грамотности в сфере конкретной дисциплины и на развитие навыков, которые позволят отбирать и анализировать содержание на всех уровнях обучения (NCSS, 2010). Один из вариантов развития подобных умений и способностей состоит во включении учащихся в проекты, связанные с историографическим анализом (Blaszac, 2010; Lovorn, 2012).

Историографический анализ есть ключевой методический подход к формированию каждого из дисциплинарных компонентов грамотности, изложенных в документе о новых стандартах (C3 Framework). Этот подход строится на готовности и способности учителя отказаться от некоторых своих полномочий в отношении содержания и процедуры, а также в желании вывести учащихся за пределы классов в более широкое местное сообщество, чтобы провести оценку исторических событий и исторической памяти. Последние в контексте данной работы имеют прямое отношение к выставкам в музеях, памятникам, придорожным историческим указателям, местным презентациям, парадам, воспроизведению прошедших исторических событий и т.п. В ходе осуществления проекта, связанного с  историографическим анализом, школьники учатся собирать и критически анализировать полученную информацию в отношении конкретного исторического события, и благодаря этому практиковать и оттачивать свои умения  в осмыслении перспектив, оценивании исторических источников и свидетельств, объяснении причинно-следственных связей и формулировании сильных аргументов и контраргументов.

Дизайн проекта

Историография – это исследование того, как история представлена, а в контексте многоступенчатого проекта мы фокусируем внимание на том, как история представлена на местном уровне. Я предлагаю, чтобы следующие виды деятельности происходили в условиях местного сообщества и в качестве доводов приведу три основных: 1. Исторические события/память на местном уровне находятся в пределах прямой достижимости для учащихся. 2. Очень часто они являют собой отличные объекты для наблюдения исторической перспективы и действия. 3. Они могут предоставить учащимся возможность связать события местного уровня с исторической перспективой, что углубляет знание как непосредственного места проживания, так и формирования собственной идентичности.  Таким образом учащиеся вместе с  учителем включаются в многоступенчатый процесс, рассчитанный на полгода. Четыре основные фазы подобного проекта описаны ниже.

Фаза 1: Введение в историографический анализ

В ходе осуществления этой фазы учитель вводит учащихся в суть какого-то исторического события. В идеале, учитель находит какой-то памятник или исторический указатель, куда можно дойти всем классом и посмотреть на месте. Но если такой вариант невозможен, то стоит воспользоваться Интернетом. Словом, учащимся предлагается рассмотреть один исторический памятник/указатель или т.п., а затем сформулировать свои соображения в отношении его размера, формы, памятной надписи и других элементов, имеющих историческое значение. 

Учащиеся должны озвучить как обобщенные, так и более конкретные замечания о памятнике/указателе и т.п., а учитель должен быть готов направить их внимание на отдельные, представляющие интерес элементы. Дискуссия проводится непосредственно рядом с местом посещения, и учащиеся делают записи тут же на месте. На данном этапе в задачу учителя входит создание условий для  плодотворного обсуждения разных точек зрения и оценочных суждений, прежде чем вернуться в класс для общего обзора проделанной работы. В ходе названного анализа учитель показывает школьникам, как максимально использовать полученную информацию и как прийти к более широким и более смелым оценкам на основе фактических данных.

Фаза 2:  Упражнения

В ходе этой фазы учащимся предстоит научиться делать шесть значимых суждений в ходе оценки исторических памятников: 1. Дизайн, размеры и форма. 2. Место и пространственная ориентация. 3. Дата происхождения памятника/указателя. 4. Установленные перспективы и действия. 5. Историческая достоверность и полноценность. 6. Общий вывод/идея для учащихся и всех остальных, кто может столкнуться с необходимостью «расшифровки» данного памятника. Затем учитель знакомит учащихся с формой сбора информации, формой, которую они будут использовать в ходе реализации всего проекта, внося туда информацию, собранную в процессе выполнения заданий первой фазы проекта. Форма сбора информации состоит из семи категорий, по которым следует подбирать данные; шесть названы выше и еще один добавочный, который мы обозначили как «историческую защиту». В качестве иллюстрации можно посмотреть таблицу 1.

Таблица 1. Форма сбора информации

Шаг 1: Для вашего историографического проекта выберите памятник, достопримечательность, придорожный указатель, надгробие, произведение искусства, музейную экспозицию или аналогичного типа предмет, олицетворяющий собой источник культурной памяти (в некоторых случаях, даже далеко непамятное историческое событие может стать источником проекта!).

Шаг 2: Соберите следующие данные о выбранном вами источнике исторической или культурной памяти.

  1. Опишите его физическую конструкцию, форму и размер. Что, если таковое имеется, делает этот предмет уникальным?
  2. Опишите месторасположение. Есть ли что-то особенное  в его местоположении или ориентации? Если есть, то почему?
  3. Когда он был создан? Можете ли вы сказать, кто разместил его в этом месте или заплатил за установку? Можете ли вы назвать какие-то исторические события или социально-политические концепции того времени, которые могли повлиять на его создание?
  4. Укажите любые перспективы и виды деятельности, которые вы можете распознать при осмотре этого предмета. Какие идеи вы находите в тексте на рассматриваемом объекте или какие идеи там отсутствуют?
  5. После проведения краткого исторического расследования что вы можете сказать об исторической точности объекта. Позволяет ли он представить полную картину происходящего?
  6. В нынешнем состоянии каков главный посыл, который вы унесете с собой домой после проведенного исследования? Сделайте заключение о том, как учащиеся средних и старших классов воспримут этот посыл.
  7. Если бы вам предложили внести какие-то изменения, провести корректировку, что-то изменить в самом объекте изучения, что бы вы сказали?

Фаза 3:  Выбор, сбор и синтез

В ходе третьей фазы, учащимся предлагается найти местный исторический памятник или что-то подобное по собственному усмотрению, и провести тщательный анализ и оценку выбранного предмета, используя свои недавно приобретенные навыки историографического анализа. Учитель должен позволить учащимся проявить максимум творчества в ходе выбора темы исследования, но в случае проблемы педагогу стоит иметь список допустимых объектов и рекомендовать их школьникам.

После того, как выбор сделан и утвержден учителем, учащимся дается время  (любой период от недели до месяца в зависимости от сложности проекта) для сбора данных, как указано в форме, введенной во второй фазе. После сбора исходных данных учащиеся смогут приступить к систематическому синтезу и анализу информации, и наконец, сделать общую оценку выбранного ими памятника истории. С одной стороны, работа такого рода должна осуществляться самостоятельно, но тем не менее периодически стоит инициировать небольшие обсуждения в составе малых групп сверстников, в то время как учитель может обеспечить продуманное руководство процесса и регулярные проверки хода исследования, равно как и служить «источником» исторического контекста, справочных указателей и советов по поиску информации о непонятных исторических предметах и т.п.

Фаза 4:  Историографическая ярмарка

Наконец, во время четвертой фазы проекта учащиеся готовят результаты проделанной работы в форме презентаций PowerPoint или плакатов в виде триптиха для представления более широкой аудитории. Особенно удобны для показа плакаты, так как их можно использовать практически в любом месте в школе, а учащиеся могут выступать в качестве докладчиков перед любым числом слушателей. Я называю подобное действие «историографической ярмаркой» и считаю, что ее можно проводить в каком-то центральном, видном всем месте школы во время перемены на обед, когда ярмарка доступна для посещения всеми учениками школы, равно как и открыта для учителей, администраторов и родителей школьников. Подобные презентации становятся потрясающий кульминацией проделанной работы, поскольку позволяют учащимся средних классов и старшеклассникам на практике применить навыки исторического мышления и историографического анализа, полученные в ходе участия в проекте.

Возможны несколько вариантов этого проекта. После того, как учащиеся усвоили и продемонстрировали умения применять историографический анализ, они могут продублировать его, применив к анализу отрывка текста, первичных или вторичных источников, изображений, произведений музыки, искусства или любого другого источника исторической информации. Например, историографический анализ художественного произведения или слов народной песни могут быть весьма показательны и привлекательны для учащихся средних и старших классов.

Заключение

Известные эксперты в области преподавания истории и других общественных дисциплин поддержали новые стандарты и сделанный в них акцент на разработке комплексных и сложных мероприятий, направленных на оттачивание концепций времени, непрерывности и изменений; перспектив и действий; источников и свидетельств; и причинно-следственных связей и аргументации (Ravi, 2010; VanSledright 2013). Историографический анализ является одним из весьма интересных и эффективных способов, позволяющих вывести учащихся непосредственно в окружающую их среду и научить осознавать себя в качестве составных частей исторического процесса расследования (Fallace, 2009; Loewen, 2009; Lovorn, 2012 ). Знакомя учащихся с примерами исторической двусмысленности, бытующей в проектах историографических анализа, учителя способствуют концептуализации учащимися исторических сложностей и помогают им развить способность к формулировке обоснованных выводов и аргументов в отношении истории (Neumann, 2013).

Историографический анализ ускоряет формирование у учащихся навыков грамотности как важнейшей составляющей исторического образования, включая исследовательскую работу, предметный разговор, и осознание связей в реальном мире (Lovorn, 2012 ). Новые стандарты как раз и были задуманы как важный и последовательный стимул к более широкому вовлечению учащихся в разные виды деятельности, позволяющие развить навыки принятия решений, критического мышления и демократического гражданства. По мнению известного ученого в области истории и историографии Джеймса Лоуэна, «помощь учащимся в осознании произошедшего в прошлом дает им в руки важное орудие для отстаивания более эффективной политики в настоящее время. Наше общество нуждается в активных гражданах, в том числе и из ученической среды» (Loewen,  2009, с. 17). Предоставляя  школьникам возможность участия в историографическом анализе – в проектах, описанных выше, учителя получают возможность более  глубокого рассмотрения исторических аспектов и акцентов, названных в новых стандартах, равно как и возможность ускорить формирование исторической грамотности и соответственно в будущем получить более заинтересованное  и более включенное в общественную деятельность население страны.

Использованная литература

  1. Blaszac, B. J. (2010). Preventing ‘back-atcha’: Improving secondary school instruction by introducing prospective teachers to historiography. History Teacher, 43(3), 435-439.
  2. Fallace, T. D. (2009). Historiography and teacher education: Reflections on an experimental course. History Teacher, 42(4), 205-222.
  3. Lesh, B. (2011). Why won’t you just tell us the answer?” – Teaching historical thinking in grades 7-12. Portland, ME: Stenhouse Publishers.
  4. Loewen, J. W. (2009). Teaching what really happened: How to avoid the tyranny of textbooks & get students excited about doing history. New York, NY: Teachers College Press.
  5. Lovorn, M. (2013). Encouragement, engagement, and empowerment: Recognizing the need for more historical thinking and historiography projects in the secondary social studies classroom. The Leader, 27(2), 25-29.
  6. Lovorn, M. (2012). Historiography in the methods course: Training preservice history teachers to evaluate local historical commemorations. In T. Keirn & D. Martin (Eds.), Historical Thinking and Pre-Service Teacher Preparation, a special edition of The History Teacher, 45(4), 569-579.
  7. National Center for History in the Schools (2014). Historical thinking standards. Retrieved from http://www.nchs.ucla.edu/standards/historical-thinking-standards-1.
  8. National Council for the Social Studies (NCSS). (2013). College, career, and civic life (C3) framework for social studies state standards: Guidance for enhancing the rigor of K-12 civics, economics, geography, and history. Silver Spring, MD: National Council for the Social Studies.
  9. National Council for the Social Studies (NCSS). (2010). National curriculum standards for social studies: A framework for teaching, learning, and assessment. Silver Spring, MD: NCSS Publications.
  10. Neumann, D. (2013). Against the grain: Teaching historical complexity. Social Education, 77(6), 310-313.
  11. Ravi, A. K. (2010) Disciplinary literacy in the history classroom. In S. McConachie & A. Petrosky (Eds.), Content Matters: A Disciplinary Literacy Approach to Improving Student Learning. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 33-59.
  12. RecollectionWisconsin.org (2014). Disciplinary literacy in social studies and history. Retrieved from http://recollectionwisconsin.org/teachers/socialstudies
  13. Saye, J., & The Social Studies Inquiry Research Collaborative. (2013). Authentic pedagogy: Its presence in social studies classrooms and relationship to student performance on state-mandated tests. Theory and Research in Social Education, 41(1), 89-132. doi: 10.1080/00933104.2013.756785
  14. Stearns, P., Seixas, P., & Wineburg, S. (Eds.). (2000). Knowing, teaching and learning history: National and international perspectives. New York: NYU Press.
  15. VanSledright, B. A. (2013). Assessing historical thinking and understanding: Innovative designs for new standards. New York, NY: Routledge.
  16. VanSledright, B. A. (2011). The challenge of rethinking history education: On practices, theories, and policy. New York, NY: Routledge.
  17. VanSledright, B. A. (2002). In search of America’s past: Learning to read history in elementary school. New York, NY: Teachers College Press.
  18. Wineburg, S. S. (2001). Historical thinking and other unnatural acts: Charting the future of teaching the past. Philadelphia, PA: Temple University Press.
  19. Wisconsin Department of Education (2013). What is disciplinary literacy? Retrieved from http://dpi.wi.gov/sites/default/files/imce/cal/pdf/section2.pdf

 

1. Леверн, Майкл Дж., PhD, профессор Университета Питтсбурга, г. Питтсбург, штат Пенсильвания, США.

 

 

 

 

 

liuchunkai (Jan. 17, 2018)
20180117lck

cheap ray ban sunglasses

ugg boots clearance

true religion outlet store

canada goose outlet store

michael kors canada

yeezy boost

longchamp handbags

uggs on clearance

michael kors uk

christian louboutin sale

oakley sunglasses

michael kors outlet clearance

canada goose

coach outlet store online

longchamp outlet

coach outlet store online

cheap jerseys

ugg outlet store

swarovski outlet

cheap jerseys wholesale

reebok trainers

coach outlet online

michael kors outlet

coach factory outlet

ralph lauren polo

canada goose outlet store

canada goose outlet store

tods outlet

pandora charms

nike trainers

barbour outlet store

adidas wings shoes

nike trainers

jordan shoes

cheap ray ban sunglasses

michael kors uk

polo pas cher

pandora charms

coach factory outlet

nike roshe run

true religion jeans

true religion jeans

oakley sunglasses

michael kors outlet online

jordan shoes

polo ralph lauren outlet online

uggs outlet

pandora charms

true religion outlet

thomas sabo charms

canada goose jackets clearance

futbol baratas

polo outlets factory store

canada goose jackets

air max 2015

ugg boots

coach outlet

michael kors outlet

links of london jewellery

cheap ugg boots

ray ban sunglasses

mcm outlet

polo ralph lauren outlet

swarovski outlet

christian louboutin shoes

polo ralph lauren factory store

michael kors handbags

cheap snapbacks

canada goose outlet store

canada goose outlet

moncler jackets

swarovski uk

true religion jeans sale

pandora charms outlet

michael kors handbags

michael kors outlet

air max uk

canada goose outlet

coach outlet

ray ban sunglasses

ralph lauren polo

kate spade outlet online

nike shoes

pandora charms sale clearance

ugg boots

kate spade outlet online

oakley sunglasses wholesale

true religion jeans

denver broncos jersey

kate spade sale

cheap jordans for sale

cleveland cavaliers jerseys

cheap nfl jerseys

ugg boots outlet

canada goose outlet online

nike outlet store

ugg boots on sale

longchamp pliage

canada goose outlet store

ferragamo outlet

20180117lck
20180108yuanyuan (Jan. 07, 2018)

uggs outlet

adidas outlet online

coach factory outlet online

columbia sportswear outlet

michael kors bags

nike outlet store

adidas outlet store

ray ban sunglasses discount

philipp plein outlet

fitflops sale

ray ban sunglasses outlet

nmd adidas

louboutin outlet

adidas yeezy boost 350

cheap nike shoes

kate spade outlet

canada goose jackets

nike outlet online

yeezy shoes

ugg boots

cheap air jordans

coach factorty outlet online

ugg outlet online

fitflop shoes

red bottom

fitflops sale

coach outlet online

michael kors handbags

ugg outlet

coach factory outlet

fred perry shirts

adidas sneakers

michael kors outlet store

fitflop sandals

ugg boots sale

polo ralph lauren outlet online

burberry outlet online

ugg boots

coach outlet store online clearance

michael kors outlet store

ralph lauren sale

pandora jewelry

canada goose jacket

canada goose jackets

cheap jordans free shipping

nfl jerseys

adidas store

canada goose coats

uggs outlet

oakley sunglasses outlet

coach outlet online

louis vuitton outlet online

pandora charms sale clearance

ugg outlet online

cheap air jordans

canada goose sale

louis vuitton factory outlet

fred perry polo shirts

michael kors outlet online

coach outlet online

michael kors outlet

ugg boots

ralph lauren uk

coach outlet online

ugg outlet

canada goose

canada goose sale

adidas nmd runner

ugg outlet store

coach factory outlet

hermes bags

north face jackets

nfl jerseys

cheap oakley sunglasses

ugg outlet store

ray ban sunglasses discount

coach factory outlet online

oakley sunglasses for women

coach factory outlet online

michael kors outlet clearance

longchamp bags

mulberry

michael kors

nike air max 97

cheap oakley sunglasses

harden vol 1

nike outlet online

valentino

coach outlet online

ferragamo outlet

moncler sale

polo ralph lauren

coach outlet store

discount ray ban sunglasses

ugg outlet

polo ralph lauren

kate spade outlet online

ugg canada

michael kors

pandora charms outlet

adidas outlet

canada goose jackets

oakley sunglasses outlet

moncler outlet online

jordans

cheap nfl jerseys wholesale

coach factory outlet online

coach factorty outlet online

cheap uggs

mulberry uk

ralph lauren uk

pandora charms

toms shoes

nike sneakers

red bottoms

uggs outlet

ralph lauren outlet online

pandora jewelry store

canada goose outlet

timberland outlet

pandora charms sale clearance

birkenstock outlet

canada goose jackets

cheap jordan shoes

nike shoes

hermes outlet

yeezy shoes

pandora uk

canada goose jackets

canada goose sale

polo ralph lauren outlet

ugg outlet

polo ralph lauren outlet online

uggs outlet

uggs on sale

oakley sunglasses outlet

adidas ultra boost

kate spade handbags

canada goose jackets

canada goose jackets

canada goose outlet

michael kors outlet clearance

ralph lauren sale

cheap jordan shoes

the north face jackets

ugg boots

cheap ugg boots

coach factory outlet online

mbt shoes sale

cheap air jordans

ugg boots

yeezy boost

caterpillar boots

polo ralph lauren outlet online

hermens

adidas superstar shoes

canada goose outlet store

christian louboutin shoes

supreme clothing

pandora charms outlet

cheap nfl jerseys wholesale

michael kors outlet online

canada goose outlet online

nfl jerseys

louis vuitton handbags

burberry outlet online

mulberry handbags

air max

yeezy boost 350

michael kors

pandora jewelry

coach outlet online

kate spade outlet

cheap jordans for sale

nike outlet

ray ban glasses

canada goose outlet online

polo outlet online

uggs outlet

canada goose outlet

hermes handbags

michael kors outlet online

cheap ugg boots

pandora jewelry

uggs outlet

north face sale

michael kors outlet store

uggs outlet

burberry handbags

canada goose coats

pandora charms sale

ralph lauren outlet online

coach outlet online

pandora jewelry outlet

ralph lauren outlet online

kate spade outlet online

christian louboutin shoes

nike air max 97

ralph lauren uk

louis vuitton outlet online

gucci outlet

uggs outlet

the north face outlet

adidas yeezy

coach outlet online

mlb jerseys

ralph lauren

mbt

ralph lauren

polo ralph lauren outlet

pandora charms outlet

cheap jordan shoes

louis vuitton outlet store

coach factory outlet online

michael kors outlet canada

pandora outlet

fitflop sandals

canada goose jackets

jordan shoes for sale

nike outlet store online

ugg boots

longchamp outlet

adidas yeezy boost

moncler uk

mlb jerseys

moncler uk

ugg boots

fitflops sale clearance

tory burch outlet online

christian louboutin shoes

pandora uk

adidas superstars

moncler jackets

coach outlet store online

adidas yeezy boost

ralph lauren outlet online

canada goose

philipp plein

michael kors outlet online

cheap oakley sunglasses

louis vuitton factory outlet

yeezy shoes

yeezy boost 350

cheap jordan shoes

north face outlet

uggs on sale

uggs outlet

coach outlet

canada goose

pandora charms sale

supreme shirts

ralph lauren uk

north face outlet

polo ralph lauren outlet

adidas outlet online

timberland boots

uggs outlet

nike outlet store

canada goose sale

coach outlet canada

salvatore ferragamo shoes

adidas nmd r1

ugg boots

michael kors outlet store

cheap ugg boots

cheap jordans

moncler jackets

adidas yeezy

nike air max 2018

coach factory outlet online

birkin handbags

longchamp sale

polo ralph lauren outlet online

ralph lauren outlet online

ugg outlet online

timberland outlet store

canada goose jackets

uggs outlet

north face jackets

longchamps

ray ban sunglasses outlet

tory burch outlet online

ugg outlet

coach factory outlet online

coach factory outlet

burberry outlet

ugg sale

coach factory outlet

ugg boots

canada goose jackets

red bottom heels

canada goose jackets

michael kors outlet online

burberry handbags

air max

kate spade handbags

canada goose coats

bottes ugg

cheap ugg boots

louboutin outlet

polo ralph lauren outlet

michael kors outlet store

moncler coats

coach factory outlet online

coach outlet online

air max shoes

mbt

michael kors outlet online

coach outlet store

kate spade outlet online

adidas campus shoes

ralph lauren outlet online

retro 11

adidas shoes

timberland outlet

ugg boots women

burberry outlet online

michael kors

valentino outlet

ugg canada

coach purses

ralph lauren

hermes bags

mulberry outlet uk

ugg boots outlet

yeezy boost 350

coach outlet canada

moncler jackets

air jordan retro

coach handbags outlet

michael kors outlet online

coach outlet online

polo ralph lauren outlet

burberry handbags

nike sneakers

michael kors outlet store

ralph lauren outlet

the north face outlet

michael kors outlet canada

adidas yeezy shoes

canada goose jackets

adidas nmd r1

longcha

jinyizhixia (Jan. 02, 2018)

nike free run

nike kyrie 3

adidas shoes

jordan shoes

pandora charms

cartier love bracelet

yeezy boost 350 v2

nike air force 1

pandora jewelry

adidas gazelle sale

lebron james shoes

nhl jerseys

adidas stan smith women

nike huarache

adidas tubular

air max 90

kobe shoes

kate spade outlet

nike dunk low

nike air max95

kobe 9

hermes belt

ysl handbags

prada eyeglasses

nike air force

curry 4

christian louboutin

adidas yeezy

michael kors handbags

adidas superstar UK

lacoste polo

pandora jewelry

curry 4

hogan outlet online

lebron 13

nike mercurial

cheap nfl jerseys china

nike air zoom

air jordan

nike air max 2016

michael kors factory outlet

jordan 4

balenciaga sneakers

calvin klein underwear

adidas eqt

adidas yeezy boost

nike huarache

adidas stan smith uk

hermes belts

supreme clothing

cheap jordan shoes

adidas outlet online

nike mercurial vapor

curry 3

balenciaga shoes

air jordan 6

adidas store

basketball shoes

kate spade outlet online

adidas superstar

lebron 15

gucci belt

cheap mlb jerseys

kobe 9

lacoste outlet

cheap jordans

curry 2

adidas neo

longchamp bags

kobe byrant shoes

goyard tote

bape hoodie

led light up shoes

michael kors outlet

lebron 13 shoes

yeezy boost 350 v2

yeezy boost 350

huaraches

adidas ultra boost

fitflops sale clearance

air force ones

adidas nmd

air jordan 11

lebron 14

supreme hoodie

vans shoes

adidas stan smith

yeezy boost

james harden shoes

yeezy boost

nike air max 2018

nike air max 2017

yeezy boost

nike air max 90

nike air max 90

longchamp handbags

nike air zoom structure 19

ferragamo belt

adidas nmd r1

led shoes

lebron 15

jordan retro

longchamp bags

links of london sale

nmd

adidas gazelle

lebron 13 low

hermes belt

michael kors outlet handbags

vans store

adidas nmd

nike roshe run one

golden goose

christian louboutin shoes

adidas outlet

goyard handbags

jordan 6

adidas neo online shop

nike roshe run

vibram fivefingers

hermes belts

chrome hearts

michael kors outlet

adidas superstar

yeezy shoes

yeezy

kyrie 3

yeezy

nike huarache

adidas ultra boost

adidas nmd

kobe shoes

yeezys

dior sunglasses

harden shoes

nmd

true religion jeans

light up shoes

jordan retro

michael kors outlet

air max 2018

yeezy boost

jordan retro

lebron 15 shoes

light up shoes

adidas tubular x

air jordans

converse outlet store

hermes belt

atlanta falcons jersey

christian louboutin shoes

longchamp handbags

yeezy

nike lebron 15

ultra boost

tom ford glasses

nba jerseys

falcons jersey

jordan 12

nike air force

air jordan

under armour curry 3

michael kors handbags

adidas ultra boost

cheap nhl jerseys

longchamp

nike roshe one

jordan shoes

moncler jackets

adidas yeezy

converse shoes

longchamp

michael kors purses

yeezy boost 350 v2

nike air force 1 low

huarache shoes

golden goose outlet

nike lebron 14

air max 90

goyard handbags

michael kors

reebok outlet

michael kors outlet online

converse outlet

hermes birkin

hermes handbags

true religion jeans

kyrie 4

patriots jerseys

adidas yeezy

moncler outlet

nike dunks

timberland outlet

adidas online shop

kobe sneakers

yeezys

vans shoes

true religion

curry shoes

yeezy sneakers

fitflops sale

yeezy shoes

birkin bag

michael kors handbags

stephen curry shoes

cheap jordans

gucci belts for men

jordan shoes

real jordans for sale cheap

yeezy boost 350

adidas nmd

kevin durant shoes

adidas nmd

foamposites

air max 95

nike basketball shoes

air jordan 12

curry 3

yeezy shoes

balenciaga sneakers

nike polo

air max

supreme clothing

yeezy

hermes birkin

kd shoes

cheap jordans

adidas ultra boost 3.0

moncler outlet

cheap jordans

chrome hearts outlet

adidas stan smith

jordan shoes

basketball shoes

adidas outlet

kyrie irving shoes

adidas tubular UK

nfl jerseys

vans outlet

nike air max 90

kobe 11

longchamps

golden goose sneakers

huarache shoes

links of london

jordan shoes

pandora bracelet

lebron shoes

vanvan cleef and arpels

longchamp longchamps

cheap nba jerseys

true religion outlet

retro jordans

roshe run

cheap nfl jerseys

lacoste online shop

nike air force 1 high

new england patriots jerseys

calvin klein outlet

longchamp bags

gucci belts

timberland shoes

irving shoes

jordan retro 13

tory burch shoes

golden goose

yeezy boost 350 v2

ultra boost 3.0

longchamp handbags

retro jordans

tom ford sunglasses

pandora charms

kobe byrant shoes

moncler

longchamp outlet

michael kors outlet

hermes bag

yeezy shoes

adidas eqt support adv

chrome hearts online

jordan 13

nike zoom

yeezy shoes

chrome hearts

yeezy boost 350

air max 90

tory burch shoes

adidas tubular

adidas tubular

nmd r1

20171226caihuali (Dec. 26, 2017)

vans sko

canada goose black friday

nike shoes

oakley sunglasses

uggs outlet

coach outlet

pandora jewelry

ysl outlet

nike trainers

coach outlet online

adidas shoes

canada goose outlet

rayban sunglasses

ralph lauren polo

mulberry sale

polo outlet

lakers jerseys

christian louboutin outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

ray ban sunglasses

michael kors outlet

canada goose jackets

coach outlet online

ferragamo outlet

tory burch outlet

nike foamposite

dansko shoes

oakley sunglasses

michael kors outlet

prada shoes

ralph lauren outlet

mbt shoes

ugg outlet

ugg outlet

yeezy boost

christian louboutin outlet

nhl jerseys

pandora jewelry

uggs outlet

tory burch shoes

polo ralph lauren

michael kors outlet

uggs outlet

tory burch outlet

ralph lauren outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

canada goose jackets

oakley sunglasses

toms sko

air huarache

kevin durant shoes

michael kors outlet

nike outlet

uggs

burberry outlet

nike roshe

mulberry bags

vans shoes

ugg boots

ugg outlet

mont blanc pens

nfl jerseys

polo ralph lauren

ugg boots

fitflops sale clearance

swarovski outlet

uggs outlet

jordan shoes

ralph lauren polo

soccer shoes

mont blanc pens

ugg outlet

cheap nfl jerseys

supreme clothing

ugg boots

fitflops

michael kors outlet

jordan shoes

oakley sunglasses

ray ban sunglasses

swarovski outlet

coach outlet

longchamp outlet

oakley sunglasses

michael kors uk

canada goose jackets

coach outlet

oakley sunglasses

canada goose outlet

swarovski outlet

ed hardy clothing

chicago blackhawks jerseys

ray ban sunglasses

nike shoes

michael kors outlet

coach outlet online

michael kors outlet online

moncler outlet

coach outlet

michael kors handbags

christian louboutin shoes

michael kors bags

oakley sunglasses

toms sko

nike store uk

fitflops

michael kors outlet

nike outlet

jordan shoes

ugg outlet

coach outlet

oakley sunglasses

mulberry outlet

oakley sunglasses

michael kors outlet

kicks nice

pandora outlet

pandora charms

polo ralph lauren

coach outlet

birkenstock sandals

reebok outlet store

adidas nmd

swarovski crystal

coach factory outlet

adidas uk

nfl jerseys

coach outlet

christian louboutin outlet

uggs outlet

fitflops shoes

prada sunglasses

puma shoes

ugg outlet

coach outlet

air huarache

cheap jordans

michael kors outlet

oakley sunglasses

fitflops sale clearance

adidas sko

ray ban sunglasses

kobe 9

pandora charms

nfl jerseys

christian louboutin outlet

toms sko

nike air max

ugg outlet

polo outlet

ray ban sunglasses

canada goose outlet

reebok trainers

ferragamo outlet

michael kors outlet online

true religion jeans

michael kors outlet

canada goose jackets

soccer jerseys

true religion jeans

coach outlet

mcm outlet

hogan scarpe

christian louboutin outlet

uggs outlet

timberland boots

michael kors outlet

hermes birkin

polo ralph lauren

polo ralph lauren

pandora charms

new balance shoes

canada goose outlet

ugg outlet

oakley sunglasses

oakley sunglasses

nike sko

links of london

michael kors outlet

coach outlet online

polo ralph lauren

adidas trainers

coach outlet

montblanc pens

mac cosmetics

oakley sunglasses

polo outlet

longchamp handbags

ray-ban sunglasses

polo ralph lauren

ugg outlet

ray ban sunglasses

kate spade outlet

coach outlet store online

canada goose parka

michael kors handbags

coach outlet

canada goose outlet

cleveland cavaliers jersey

canada goose jackets

true religion outlet

salomon sko

ray ban sunglasses

polo ralph lauren

coach outlet online

ray ban sunglasses

mulberry outlet

nike sko

michael kors outlet online

ugg outlet

nike trainers

mont blanc pens

canada goose jackets

longchamp solde

true religion jeans

ferragamo shoes

20171226caihuali

holm law group san diego  (Dec. 11, 2017)
http://www.adultfyi.com/lawyer-brian-michael-holm-of-san-diego-ca-review/
sonia (Dec. 05, 2017)
Very useful post. This is my first time i visit here. I found so many interesting stuff in your blog especially its discussion. Really its great article. Keep it up. reo properties
sonia (Dec. 05, 2017)
Very useful post. This is my first time i visit here. I found so many interesting stuff in your blog especially its discussion. Really its great article. Keep it up. reo properties
sonia (Dec. 05, 2017)
Very useful post. This is my first time i visit here. I found so many interesting stuff in your blog especially its discussion. Really its great article. Keep it up. reo properties
sherapova (Nov. 29, 2017)
It’s never too late to improve your information and your contents inspire me. alif laila part 1
Taylor (Nov. 28, 2017)
I've been surfing online over three hours today, yet I never discovered any fascinating article like yours. It's really sufficiently worth for me. As I would see it, if all website admins and bloggers made great substance as you did, the web will be significantly more valuable than any other time in recent memory. Health Benefits of Cashews

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum