Volume: 6, Issue: 3

15/12/2014

Коллоквиум по проблеме педагогической грамотности
Демакова И.Д. [about]

Коллоквиум  по проблеме  педагогической грамотности

Демакова И.Д.

Во всем мире недостает деликатности
по отношению к детям.
В. Гальперин

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коллоквиум, культура, грамотность, педагогическая грамотность, фасилитатор, Януш Корчак, принципы эффективной воспитательной деятельности.

АННОТАЦИЯ: статья посвящена  проблеме педагогической грамотности. Показано, как от традиционного взгляда на этот феномен (умение писать и говорить без ошибок) учитель переходит  к новой концепции, в которой грамотность есть глубокое понимание ценностей, целей, содержания, приоритетов, функций, критериев эффективности и показателей успешности педагогической деятельности. Важна также опора на принципы гуманизации пространства детства, выработанные  Я.Корчаком: принцип признания  самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном пространстве школьных лет. Показано, что педагогическая грамотность реализуется в способности педагога  разговаривать, спорить, играть, путешествовать, делить печаль и радость с детьми, при этом оставаясь оптимистичным, жизнерадостным и позитивным человеком.


Введение

В переводе с латыни  «коллоквиум» означает разговор,  цель которого   выявление знаний обучающихся и повышение их опыта в том или ином вопросе в результате  непринужденной беседы с профессором либо другим преподавателем.

Зимой 1994 года в Швейцарии,  в городе Сьон,  столице кантона Вале,  был организован Международный коллоквиум «Корчак: забота об образовании», по результатам которого спустя год  опубликовали   книгу  «Шок в мире» под редакцией президента швейцарского общества Я. Корчака профессора В. Гальперина (1).  Мне выпало счастье участвовать в этом незабываемом действе.

В программе  коллоквиума было множество  ярких, интересных встреч.  Мне особенно запомнилась одна. Ее тема звучала  пространно, неформально и весело: «Как с детьми разговаривать, спорить,  путешествовать, делить радость и печаль и как при этом педагогу оставаться самим собой и быть счастливым».

Вот уже 20 лет я использую эту «швейцарскую игру» в работе с педагогами, а также наблюдаю, как  разговоры, споры, путешествия протекают в реальной жизни  международного интеграционного корчаковского  лагеря «Наш Дом», которым я имею счастье руководить с 1993 года. Лагерь этот особенный: 23 года он собирает под своей крышей детей-инвалидов и здоровых детей из детских домов, многодетных, полных и неполных семей; детей из  малоимущей прослойки населения и  из семей “новых русских”; детей с проблемами в обучении и общении, не принятых школьными педагогами, и прекрасно успевающих детей;  детей 3-х рас,  15 национальностей и 4-х стран в возрасте от 6 до 17 лет.   Не менее специфичен  вожатский состав, собравшийся  на ясный огонь корчаковских идей. Это международный  коллектив: в лагере работают  вожатые из России, Украины, Голландии, Германии,  Испании, США и Швейцарии - активные участники  корчаковского движения в своих странах. Все они волонтеры. Это студенты  педагогических и других вузов, молодые  педагоги, социальные работники, психологи, переводчики, актеры, музыканты, инженеры, проявляющие интерес к детям. За прошедшие годы в «Нашем Доме» провели  летние и зимние каникулы более двух тысяч детей (7).

Многолетние наблюдения и анализ ответов педагогов на вопросы анкет позволяют сделать вывод:  что бы мы, педагоги,  ни делали для детей или вместе с ними, если нас интересует хороший результат,  мы должны  выполнять свою работу грамотно.

Грамотность

Что значит «грамотно»? Во всех словарях написано, что грамотный человек – этот тот, кто умеет  без ошибок писать и говорить.  Остроумцы пишут в сетях: «Зачем человеку грамотность? С одной стороны, грамотных людей во все времена было мало. Среди генсеков, ученых и даже писателей встречались люди косноязычные и пишущие с ошибками. С другой стороны, раньше граница проходила между общественными слоями, выделяя сообщество людей, считающих себя интеллигентными, образованными и начитанными; а теперь эта граница идет, разрезая семьи, уже внутри пресловутой прослойки с высшим образованием, чувством юмора и духовным богатством. Почему в последнее время все громче протест грамотного меньшинства? Даже не будем затрагивать вопрос о разрушении русского языка, он и не с такими напастями справлялся сам. Попробуем поговорить на тему: чем является грамотность для нас сегодня. Грамотность  для многих — это  индикатор «свой-чужой».  Всегда приятно поговорить с культурным человеком, обладающим правильной, образной речью. Сегодняшнее общество настолько жаждет роскоши человеческого общения, что за эту роскошь готово принимать любые эрзацы социальных сетей.  Грамотность – это искусство, которое позволяет получить чистое удовольствие от мастерства и виртуозности. Мало грамотных людей на просторах Интернета, они скрываются в резервациях редких умных порталов. Грамотность нужна нам, чтобы отличать в толпе своих, приподнимать себя над повседневностью и получать удовольствие от своего существования» (2).

Педагогическая грамотность: традиционный взгляд

Синонимы понятия «педагогическая грамотность» – подготовленность, осведомленность, знакомство, знание, компетентность. Естественно, педагогическая грамотность включает грамотность в обычном смысле слова: грамотную речь — письменную и устную, грамотное – адекватное –  поведение, «грамотный»: допустимый, соответствующий ситуации –  внешний облик  педагога.  Всегда ли педагогическая грамотность синоним успешности? Может ли   абсолютно грамотный педагог  работать с детьми плохо? Может ли неграмотный педагог быть любим учениками?    Не отменяя понимания грамотности как признака культурного человека, мне кажется не менее важным другое:  педагогическая грамотность — это готовность педагога понять происходящее в жизни детей, оценить его, предложить выход из сложной, а то и конфликтной ситуации. Это умение общаться с ребенком: разговаривать с ним, вовлекать его в те или иные мероприятия, оценивать  его успехи, обеспечивать его принятие детскими и взрослыми коллективами и сообществами.  

Педагогическая грамотность трактуется как  комплекс знаний, умений и навыков,  как способность передавать другим освоенные знания и  педагогический опыт.  Педагог  входит в класс, здоровается, проверяет домашнее задание, объясняет новый материал, закрепляет его, дает задание на дом,  прощается и уходит. Все это он делает  грамотно: вежливо, никого не обижая, без крика, оскорбительных слов и жестов. Педагогическая грамотность проявляется и после уроков. Например, на классном часе или во время дискуссии. Проявляется она и после школы: в туристическом походе, на прогулке, в музее, на экскурсии, в летнем лагере... 

 В словарях есть ряд родственных понятий:  психологическая грамотность, компьютерная, научно-педагогическая, методологическая, помогающая проследить связь науки и практики, методическая... И еще одно : образованность трактуется как грамотность, доведенная до общественно и  личностно необходимого максимума.

На занятиях с педагогами в процессе повышения квалификации я многократно задавала своим ученикам вопросы «швейцарской анкеты». Анализ ответов  (в общей сложности отвечало около 300 человек) показал, как трактуется ими педагогическая грамотность.

Как с современными детьми грамотно разговаривать?

С детьми надо разговаривать  как со взрослыми:  доброжелательно, спокойно, уважительно, эмоционально,  корректно, убедительно. Очень помогает чувство юмора. Надо стараться не довлеть над ними,  быть с ними откровенными, стараться не задеть их  самолюбия, быть ласковыми, чтобы они чувствовали себя нашими партнерами, стараться стать для них мудрым старшим товарищем, другом, создавать игровые ситуации, в которых мы, взрослые, не  являемся лидерами, а играем вместе со всеми на равных. Важно уметь направлять разговор в нужное русло, воспитывать ненавязчиво, помогая советом,  внимательно и с любовью выслушивать, переживая то, о чем рассказывает ребенок. И да здравствует  диалог!

Как с современными детьми грамотно спорить?

Сначала надо определить предмет спора, выяснить, почему ребенок имеет мнение, отличное от вашего, попытаться понять, как он к нему пришел.  Необходимо постараться  во время спора держаться спокойно, не выказывая своего превосходства, разговаривать доброжелательно, не перебивать, выслушивать любое мнение, приводить примеры, сравнения, аналогии из своего опыта и из подобных ситуаций, известных вам. Надо стремиться убедить детей в  своей доброжелательности. В какой-то момент спора постараться посмотреть на предмет спора с другой стороны – может быть,  это я не права.  Поинтересоваться мнением о предмете спора его друзей. Самое главное –  расстаться со “спорщиком” не на раздражительной ноте, а доброжелательно, постараться исчерпать вопрос, но если это не получается, отложить спор на время, а пока  дать возможность еще поразмышлять обеим сторонам.                                            

Как с современными детьми грамотно путешествовать?

Готовясь к путешествию, педагогу  надо  выбрать помощника,  провести собрание, на котором подробно рассказать о маршруте и цели, вместе с ребятами  разработать культурную программу. Очень важно подготовить  песенники, набор игр, списки тем для обсуждения.  Для педагога в этой работе важно уметь создать атмосферу доверия, эмоциональной стабильности, когда каждый ребенок чувствует, что его принимают, любят. Здесь важны такие качества педагога, как   интуиция, искренность, чувство сопричастности.

Из дневника руководителя лагеря  “Наш Дом”

Когда произносишь словосочетание “Наш Дом”, перед глазами проносятся привлекательные картины, в том числе море. Зрячим детям море давало эстетическое наслаждение, слепым – возможность компенсации привычных ограничений: в  море они чувствовали себя свободными и счастливыми,  поэтому никто из взрослых не препятствовал  их стремлению общаться с морем часами. В 1993 году лагерь был в Таганроге на берегу Азовского моря. И хотя это море  мелкое и потому какое-то  “не настоящее”, для многих детей встреча с ним было большим событием, потому что они видели море впервые в жизни. Слепые дети стремились заплывать очень далеко и это была проблема для вожатых и ребят, которые их сопровождали. Это купание и сопровождение стало  ежедневным ритуалом. Особенно стремился к долгому плаванию Сережа К. Он ослеп, когда ему было 12 лет. Причиной слепоты стала страсть к химии и взрывам. Однажды сосуд разорвался в руках мальчика – так он стал слепым. В лагере Сережу старались понять и поддержать в его морских устремлениях. В тот день с утра погода испортилась. Был сильный ветер и проливной  холодный дождь. Сережа с самого утра молча стоял под дверью своего вожатого. Когда вожатый проснулся и вышел из своей комнаты, он сразу все понял. Они вернулись через час мокрые и усталые, но Сережа был в эту минуту самым счастливым человеком на свете.      

А в 1995 году лагерь был в Судаке на Черном море.  Однажды нам удалось зафрахтовать яхту, на которой большую группу детей повезли на прогулку. В какой-то момент капитан яхты решил доставить детям удовольствие  и предложил им искупаться в “настоящем море” на больших глубинах. Он еще не договорил, как все дети:  и зрячие, и слепые - с визгом  попрыгали с  яхты. Страх, который испытали вожатые, не  описать, но они никого не задержали и не вытащили из воды, а просто помогли ребятам забраться на борт, когда время, отведенное капитаном на купание, закончилось. Позже выяснилось, что  капитан  не понял, что среди его пассажиров были  слепые дети. Стоит ли говорить, что такие мгновения дети запомнили на всю жизнь.         

Столь же памятным было участие слепых детей  в  горных походах в  Судаке. Проводник – профессионал не мог взять в толк, что от него хотят, когда к нему пришли договориться о возможности участия в походе слепых детей. Опытный турист и добрый человек, он согласился взять в горы слепых детей при условии, что зрячие  будут  внимательны к ним на узких горных  тропинках. Дети шли цепочкой. Зрячие дети волновались, потому что ответственность была очень велика. И велик риск. Когда слепые дети  возвращались из похода, их обычно низко опущенные, втянутые в плечи головы /типичная поза слепого человека/ были высоко подняты – это был символ  победы. Эти эпизоды позволили понять, что педагогическая грамотность — это не догматичное выполнение однажды установленных правил, а  умение педагога  использовать экстремальные ситуации, чтобы  внушить детям уверенность в своих силах, убедить их в том, что  они смогут  жить полноценной жизнью и  сумеют себя реализовать.

Как с современными детьми грамотно  делить печаль?

Обнять, прижать к себе, утешить, успокоить, приласкать, побеседовать по душам, пригласить к себе домой, дать надежду, вспомнить песню, найти положительный момент в тяжелой ситуации. Убедить не отчаиваться: хороших людей больше, чем плохих. Внимательно выслушать и найти какую-нибудь тему близкую, но не грустную, наоборот, с хорошим концом.

Из дневника лагеря «Наш Дом»

… 22.07.94.  «День рождения Я. Корчака. В этот день в нашей семье, самой младшей в лагере, была «свечка». Главным ее организатором была, конечно, наша вожатая Галя. Вначале она прочитала  рассказ Корчака, а потом немножко рассказала ребятам  о нем. Всех  поразил рассказ о его гибели и о жизни в гетто. А я был поражен реакцией Сережи Быхова – мальчика из семейного детского дома. Он очень сочувственно отнесся к гибели детей, ему их было очень жалко. Потом я его повел в корпус, мы подошли к портрету  Корчака и я спросил: ”Какой характер был у этого человека?” Сережа очень серьезно сказал: «Это был умный, добрый человек, который действительно очень любил детей». Дима Прево (вожатый, Киев, Украина).        

Как с современными детьми грамотно  делить радость?

Самой излучать радость даже в трудных ситуациях, не падать духом, вести за собой, направить желания детей в полезное и интересное русло, обеспечить безопасное проявление эмоций. Искренне радоваться вместе с детьми, уменьшить дистанцию  между тобою и детьми, в эти моменты она не нужна. Искать и находить больше поводов для  хорошего настроения, положительных эмоций.  Регулярно  проводить веселые  праздники  с песнями, играми, приглашением гостей.

Из дневника лагеря «Наш дом»

…22.07.94. «Восход солнца. Все начинается с малого... Пусть пройдет немного времени.  Оно соберется с силами.  И в конце концов станет большим”. С радостью переживала это утро, тихое начало этого дня. В ожидании мы пошли к солнцу. Звучание тишины еще лежало на море. Свет свечки и песни нас провожали. Солнце долго было скрыто. Но потом оно собрало всю свою силу и показалось во всей своей красе». Аннегрет ( вожатая, Дрезден, Германия).

«Лица детей замерли в ожидании. В глазах отражается свет свечей. Звучит флейта. Мы парами идем к морю встречать рассвет. Впереди реет зеленое знамя Януша Корчака с золотым клевером. Ребята серьезны, их охватило щемящее, неописуемое чувство. Взволновала, заставила задуматься история жизни великого врача и педагога Корчака и его детей. Делясь впечатлениями, ребята говорили, что здорово, что создан наш лагерь, что все дружат и помогают друг другу, что был человек, который начал дело помощи детям, который любил людей. А вечером мы  праздновали день рождения Корчака. По старому обычаю из рук в руки переходила чашка, и каждый, кто брал ее, должен был сказать поздравление и пожелание. Ребята вспоминали своих учителей, желали, чтобы люди перенимали хорошее у тех, кто рядом, и чтобы все дела Корчака продолжались в поколениях. Говорили Корчаку спасибо за то, что он помогал  детям, независимо от того, какой они национальности. Поздравляли Корчака с Днем рождения… День был интересным, познавательным. Прошел прекрасно». Игорь Рубашкин (вожатый, Киев, Украина).

Педагогическая грамотность из пространства гуманистической педагогики

С момента, когда нам в 90-ые годы ХХ века стали доступны  гуманистическая педагогика и психология,  содержание феномена «педагогическая грамотность»  значительно  обогатилось. Сейчас оно включает концептуальное выстраивание  педагогом своей деятельности. 

Наши ценности

Непреходящей ценностью для воспитателя является детство. Одна из   фундаментальных идей  гуманистической  педагогики,  которую должен знать каждый  педагог, это то, что детство  – это не подготовка  ребенка к взрослой жизни, а сама жизнь. Д.Н. Узнадзе писал о явлении, которое он назвал «основной трагедией воспитания». Поясняя суть этой «трагедии», он подчеркивал, что воспитатель в своей работе с детьми руководствуется будущими интересами ребенка, требованиями, предъявляемыми школе государством, он представляет высокое назначение своего воспитанника, его роль в обществе, поэтому интересы сегодняшней жизни ребенка он подчиняет интересам его будущей жизни, что означает, что ребенок должен поступиться своими актуальными потребностями. Педагоги-гуманисты доказали, что детство есть жизнь, а школа – это пространство и время жизни каждого ребенка.

Содержание воспитательной деятельности педагога

Содержанием воспитательной деятельности педагога, обеспечивающим гуманизацию пространства детства, является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организация активной жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском, детско-взрослом и педагогическом сообществах.

Психологические характеристики  воспитательной деятельности педагога

К наиболее важным психологическим характеристикам педагога мы относим   эмпатию, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность и способность к рефлексии.

Показатели успешности воспитательной деятельности педагога

Педагогическая грамотность – это умение определить параметры воспитанности наших учеников. К таким параметрам выдающийся ученый-педагог Л.И. Новикова отнесла: ориентацию детей на общечеловеческие  ценности (ребенок – член мирового сообщества, гражданин своей страны, член своей семьи, сам будущий семьянин), интеллигентность (человек «особой складки»: легкий в общении, не подверженный предрассудкам, в том числе шовинистического характера), креативность (у разных детей  творчество проявляется по-разному. В игре, в процессе проявления фантазий. Творческое начало в ребенке надо угадать, а угадав, помочь ему развить в себе эту способность, ибо именно способность к творчеству поможет ребенку войти в мир будущей профессии или стать жизненным хобби), адаптивность (способность приспособиться к окружающему миру, многообразному и изменчивому, к определенной среде, и при этом не потеряться), чувство собственного достоинства (независимость в суждениях и ответственность в поступках, свобода в сочетании с ответственностью), самость (самооценка в системе проектирования своего образования, своей судьбы, своего будущего  вызывает собственные усилия по реализации «самопроектов», а в основе самореализации). Главный вывод, сделанный автором, гласит:  основной показатель интеллигентного человека – именно гуманизм! (6)

Педагогическая грамотность – это умение определить критерии успешности педагогической деятельности. В качестве показателей успешной воспитательной деятельности педагогов, направленной на очеловечивание жизни ребенка, следует, на наш взгляд, рассматривать физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание выпускником школьных лет как события в  жизни, как успешное и радостное начало биографии. Высшим же результатом воспитания, на наш взгляд, является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе. Помимо сказанного, в качестве показателей успешности педагогической деятельности  мы рассматривали  хорошее настроение детей, их уверенность в себе, высокую самооценку, оптимизм, активность, умение презентовать свои достоинства, строить отношения с младшими, ровесниками, старшими, с педагогами (вожатыми и руководителями лагеря), детьми, имеющими проблемы со здоровьем, поведением и т.д.

В понятие педагогическая грамотность мы вводим как приоритет фасилитаторскую деятельность. Учитель-фасилитатор – креативная личность, творческий потенциал которого  постоянно нарастает, он не способен принять традиционную модель детской судьбы, предопределяемой многими педагогами старого типа как жертвенность и самоограничение в настоящем во имя неопределенного будущего. Он сам живет настоящим и помогает детям жить настоящим. «Фасилитативная способность педагога» трактуется как способность сочетания пяти искусств: искусства уважения, искусства понимания, искусства помощи и поддержки, искусство договора и искусства быть самим собой» (3). Фасилитаторскую деятельность мы  рассматриваем  как новую культуру педагогической деятельности – гуманитарную культуру.

Книга  «Шок в мире» была посвящена Я. Корчаку, его трагической судьбе, его педагогическому наследию.  Перелистывая ее страницы, понимаешь, что педагогическая грамотность должна включать выявленные Корчаком принципы гуманизации пространства детства: признание самоценности Детства, прав ребенка и его свободы в школьные годы. Расшифровывая эти принципы, Корчак писал: «Детский возраст –это важные годы в жизни человека». Он неоднократно подчеркивал значение счастливого радостного детства в формировании личности, считая, что без пережитого во всей полноте детства может быть искалечена вся человеческая жизнь.  «Этот сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных усилий, ребячий,  без забот, без обязанностей свыше лет и сил. Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, дать ребенку все солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков» (4; 5).

Педагогическая грамотность педагога не может не касаться прав ребенка. В  работах Корчака названо 19 прав: право ребенка на уважение его незнания и труда познания;  на уважение его неудач и слез; на уважение тайн и отклонений тяжелой работы роста; на уважение текущего часа и сегодняшнего дня; на уважение мистерии исправления; на уважение усилий и доверчивости;  право ребенка быть тем, что он есть; право на  участие в рассуждениях о нем и приговорах;  на внимательное отношение к его проблемам и уважение их; на высказывание своих мыслей; на самостоятельную организацию своей жизни; на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков и т. д.  

Третий корчаковский принцип касается  признания свободы ребенка в воспитательном пространстве школьных лет. «Все позволять?– спрашивал Корчак. И сам отвечал: «Ни за что: из скучающего раба мы сделаем изнывающего от скуки тирана, а запрещая, закаляем как-никак волю, хотя бы лишь в направлении обуздания, ограничения себя, развиваем изобретательность, умение ускользнуть  из-под надзора, критицизм, а это чего-то да стоит, как – правда односторонняя, но все же подготовка к жизни. Позволяя детям все, бойтесь, как бы потакая капризам, не подавить сильных желаний…» (4; 5)

Если педагог работает грамотно, то есть понимает, что делает и зачем, то вслед ему летят письма...

Уезжая с вожатской встречи, посвященной 10-летию лагеря «Наш Дом»,  ребята оставили в розовой тетради, подаренной лагерю Аней Николенко (вожатая, Дрезден, Германия), свои прощальные письма:

«Здравствуйте, мои хорошие! Спасибо вам за то, что сделали мою жизнь глубже, теплее и осмысленнее, а меня – просто лучше. Вы и “Наш Дом” дали мне уверенность в том, что добро и благородство живут и здравствуют в этом мире, и я знаю, где это найти, когда будет нужно – я знаю это МЕСТО!» Оля Чикина (вожатая, Рязань)

«Ребята, дорогие! Спасибо вам за “Наш Дом”. Вы подарили мне эту сказку, когда я была ребёнком. И сейчас я приезжаю работать в “Наш Дом”,  как в волшебное место, где много счастья и любви». Света Котова ( вожатая, Лондон, Англия).

Список использованной литературы

  1. Le choc de la Paix. Avec Korczak au carrefour des valeurs éducatives. (Introduction, commentaires Leo Barblan). (1995). Paris, Genève. Editions La Nacelle: Association Suisse des Amis du Dr. Janusz Korczak et Institut universitaire Kurt Bosch.
  2. Ловцов Александр. Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-47419/  
  3. Братченко  С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования  (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999.
  4. Лифтон Бетти Джин.  Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака. Москва: Рудомино, 2004.
  5. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990.
  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 2000.
  7. Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М.: АНО  ЦНПРО, 2013.

     

     

     

     

     

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum