Volume: 6, Issue: 3

15/12/2014

Культура, религия и образование в поликультурном пространстве
Тюляева, Тамара Ивановна [about]

Культура, религия и  образование в поликультурном пространстве

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура, религии, диалог, поликультурное образование, духовно-нравственное развитие, ценности и смыслы, религиозные культуры, национальная практика.

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена вопросам авторского видения и осмысления происхождения, роли и места религии в обществе, соотношения феномена культуры и многогранного мира религии, духовно-нравственного и морально-этического развития и образования детей и молодежи, граждан России в условиях кризисного социума. Предпринята попытка в пределах статьи показать  российскую государственную политику, способствующую освоению культурных ценностей общества и педагогические усилия школы по развитию личности, открытой иным культурам и религиям.


Контекст. Поликультурное образование

Содержание и качество образования определяется во многом его способностью содействовать консолидации общества, преодолению и предотвращению межконфессиональной напряжённости. Для этого необходимо сформировать  у детей и молодежи установки на приоритетность прав и свобод личности, равноправие конфессий, терпимость к иным взглядам. Толерантность является признаком уверенности в себе и осознания надежности своих собственных позиций. Она выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания, компромисса и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения насилия  преимущественно методами разъяснения и убеждения (4).

Отметим, что человек в условиях глобализации  мира ежедневно вступает в межкультурный и ценностный диалог с представителями самых разных  культур, религий и общностей как непосредственно, так и через Интернет, телевидение, кино, средства связи и коммуникаций, бизнес, учёбу. Он входит в мир, а мир входит в его дом. В силу этого современная российская школа всё в большей мере становится поликультурным пространством. Педагоги, преподающие различные  исторические, обществоведческие, религиоведческие курсы, имеют дело с поликультурным контингентом обучающихся.  

Традиции поликультурного образования постепенно складываются и в российской педагогической науке и практике, что диктует необходимость установления межкультурного и межконфессионального диалога, а также предполагает всесторонний учет особенностей представителей разных культурных общностей – цивилизационных, культурно-исторических, этно-конфессиональных, этнографических, локальных, религиозных, этно-лингвистических и прочих, вовлеченных в образовательный процесс (2). Требуется помнить о наложении (в данных условиях) разных картин и образов мира, разных этических и религиозных систем, форм идентичности, культурных и воспитательных интересов разнообразных религиозных и этнических групп, включая и тех, к которым принадлежит большинство учителей и учащихся.

Поликультурное образование способствует формированию поликультурной личности, которую отличают такие качества как:

  1. открытость по отношению к миру, признание безусловной ценности человеческой жизни;
  2. понимание непреходящей ценности культурного многообразия планеты, страны, региона;
  3. толерантность, интерес к человеку иной культуры;
  4. способность к преодолению кризисных и конфликтных ситуаций в поликультурном пространстве образовательного учреждения;
  5. мотивированность на установление контактов с человеком иной культуры в целях решения общих проблем;
  6. способность к преодолению собственных стереотипов и предубеждений, определение своей не противоречивой формулы идентичности;
  7. владение навыками культуротворчества (креативности личности).

Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что в результате изучения  школьных курсов учащиеся должны усвоить следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура или религия не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием и потенциалом (3).

Религия   –  предмет пристального внимания и постоянного научного интереса

Принимая во внимание  роль и место религии в обществе,  ее влияние на   культуру и образование, и являясь одной из  древнейших культурных форм,  религия  во многом определяет лицо культуры различных народов, их самобытность, нравственные установления, духовный облик. Можно сказать, что вклад религиозных систем в историю культуры огромен. Религиозное мироощущение, обрядовые, культовые практики, религиозно-моральные, этико-нравственные каноны оказывают влияние  на все сферы, системы и повседневную жизнь общества.

Как известно, из мифолого-религиозного сознания человека постепенно развивалось все содержание человеческой культуры: философские, социальные, правовые, моральные, эстетические, научные представления, в более позднее время отделившиеся и обретшие самостоятельность.

Религия в постиндустриальном, информационном обществе, в частности и в России, проявляет себя через множество  факторов и  явлений (1). Прежде всего, религия:

  • выступает как фактор интеграции и поддержания нормативного порядка и социального равновесия;
  • переплетается с жизнью человека, ее условиями и характером, с процессом познания окружающего мира, усложнением абстрактного миропонимания, развитием языка;
  • регулирует межличностные отношении, позволяя реализовать стремление человека к духовному творчеству и духовным исканиям;
  • оказывает существенное влияние на сознание личности, ее эмоции, переживания, правовые установки и нравственное поведение; способствует духовному развитию человека, однако при определенных условиях может и затормозить это развитие;
  • играет особую роль в экономическом развитии России, влияя  на политику и социальную сферу жизни общества (речь идет прежде всего о православии);
  • формирует современные модели отношений между государством и церковью в работе с молодежью, в образовании, социальной и духовно-нравственной сфере.

Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования

За последние несколько лет российское общество пережило один из самых крутых поворотов в своей истории. Произошла радикальная смена ориентиров, идеалов, налицо огромные сдвиги в сознании людей. Процессы, идущие в наши дни, неоднозначны.  Они вызывали, вызывают и будут вызывать самые острые споры.

Но один факт можно констатировать со всей очевидностью – это возрождение религиозной жизни в современной России. Учитывая многонациональный характер страны, мы отдаем себе отчет в том, что в ней исторически сосуществует множество  культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. Новое поколение россиян просто не сможет обустраивать свою страну, не обладая знаниями о религиях и их роли в истории российской цивилизации.

Таким образом, широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом и в расширении знаний о культурных корнях мировых религий в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе  в частности представляется нам естественной закономерностью. Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается не только обществом, но и государственными институтами (2, 5).

Большинство проблем человеческой нравственности было впервые поставлено именно в рамках религиозно-философских исканий. Знакомство со взглядами христиан, буддистов, мусульман и представителей других конфессий наверняка заставит многих молодых людей задуматься над существенными вопросами своего личного бытия. Молодой человек, взрослея, сталкивается со злом и добром, несправедливостью и добродетелями в окружающем мире. Все это требует осознания и объяснения. Изучая историю религии, он открывает для себя мир вечного нравственного поиска (1).

Принимая во внимание происходящие процессы, Российская Федерация выступила с поддержкой международных предложений о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей. Это нашло отражение  в нормах  Конституции Российской Федерации,  Законе СССР «О свободе совести и религиозных организациях», а затем в Законе РСФСР «О свободе вероисповедания», в Законе РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». В Законе  «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4, ст. 14).

В 2010 году была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности   гражданина России»,в которой подчеркивается значимость изучения традиционных российских религий для формирования у школьников представлений о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемых на основе межконфессионального диалога. В Концепции констатируется, что  основным содержанием  духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, социально-исторических, культурных и семейных традициях  многонационального  народа России (2).

Задача удовлетворения этнокультурных и мировоззренческих потребностей граждан Российской Федерации, формирование духовно-нравственной личности (ст. 14, пункт 2 Закона «Об образовании») реализуется, в том числе, и посредством изучения в общеобразовательных учреждениях специальных учебных предметов (учебных курсов) по истории и культуре религий. Они представлены в форме спецкурсов, факультативов и курсов по выбору религиоведческого и культурологического характера в основной и полной (средней) школе («Религии мира», «Мировые религии», «Основы культурологи», «Цивилизации мира» и т.п.), а также введением в  качестве систематического обязательного предмета в четвертом классе начальной школы курса «Основы  религиозных культур и светской этики».

Многие учителя и преподаватели задаются вопросом о необходимости введения отдельного учебного курса по изучению религий в школе (5), поскольку соответствующие вопросы ставятся при изучении истории, обществознания, литературы и искусства.

В разных странах мира по-разному решается вопрос об изучении религии как историко-культурного феномена. В образовательной практике подавляющего большинства европейских государств осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религий. Это является формой реализации прав человека, прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей страны, национальной культуры, а также  убеждениями, принятыми в семье. Религию, в той или иной форме (включая этику), преподают  детям в большинстве стран мира. Опыт преподавания религиозных дисциплин  в школе не уникален и не противоречит институтам и законам светского общества, а  проблема изучения религии в школе актуальна во всех странах.

История  культур различных религий – суть нравственной составляющей религиозных учений Великих учителей нравственности: Моисея, Будды, Христа, Мухаммеда, заключенных в Священных книгах:  Торе, Дхаммападе, Библии, Коране. Задача педагогов состоит в том, чтобы показать молодому человеку, откуда произошли такие вечные истины, как «не убий, не укради, возлюби ближнего своего» и др. и пробудить у него потребность соблюдать их в жизни (5). При этом главным остается постулат об отношении к религии  как  личном деле каждого, и школьный курс не ставит своей задачей воспитывать приверженцев какой-либо религии.

Заключение

Культура мировых религий как важнейший социокультурный  феномен в обучении и воспитании человека является основой воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности, служит профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии, а также способствует осознанному и свободному выбору мировоззрения. Уважительное отношение к культуре другой религии – отличительная черта культурного человека.

Предметы по истории, обществознанию, основам  культурологии, истории  мировых религиозных культур содержат уникальный материал, дающий школьникам полноценные знания  и сведения об особенностях  мировоззрения  человека,  раскрывают вечные духовно-нравственные и морально-этические ценности, несущие  в себе помимо культурологического еще и значимый  воспитательный потенциал.

Литература

  1. Брусенцова Н.В., Пономарева Г.М. Религия как феномен культуры. Академический вестник. М.: АПКиППРО, 2006.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Тюляева Т.И. Духовно-нравственное воспитание и изучение мировых религиозных культур в российской школе: теоретическое обоснование и практические решения».  – М.: Дрофа, 2012. (Сборник научно-методологических и учебно-методических и материалов, электронная версия).
  4. Тюляева Т.И. История религий: культурологический аспект. Программа курсов повышения квалификации. – М., 2007.
  5. Тюляева  Т.И. Спорный предмет // Человеческий капитал, № 12, 2012.

Тюляева Тамара Ивановна, к.ист.н., доцент кафедры методики преподавания истории, социогуманитарных дисциплин и права АПКиППРО, г. Москва.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum