Volume: 7, Issue: 1

1/03/2015

Подвиг во имя просвещения Н.И. Пирогова
Богуславский М.В. [about]

Ключевые слова. Философия образования, Н.И.Пирогов, гуманистическая педагогика, педагогические идеалы, воспитательный процесс.

Аннотация. Характеризуется процесс становления и развития педагогической системы идей и взглядов выдающегося российского врача и педагогического мыслителя-гуманиста Н.И.Пирогова. Выделяются основные этапы формирования его педагогического мировоззрения, связанного с воспитанием Человека.


Выдающийся врач, ученый, гражданин и патриот России Николай Иванович Пирогов (13(25). 11.1810г. - 23.11(5.12) 1881 г.) из своей более чем полувековой научной и общественной деятельности образовательному поприщу посвятил менее пяти лет. Но и этого хватило, чтобы его имя  заняло почетное место среди крупнейших отечественных педагогических мыслителей и деятелей образования.

По выражению В.А. Волковича, «про Пирогова можно сказать, что вся педагогическая система его есть глубокое воплощение личности его. Центральным ядром педагогической системы Н.И.Пирогова является идеализм и любовь к человечеству»  (1, с.69).

Корни педагогического мировоззрения Н.И.Пирогова  очень глубоки  и уходят они, как это и бывает, в детство.  Большое влияние оказал весь уклад крепкой, набожной (в семье строго и убежденно соблюдали все религиозные обряды) и патриархальной многодетной (в семье было 14 детей)  семьи Пироговых. Родители прочно сформировали у Николая Ивановича такие системообразующие качества как истинная религиозность, искренний патриотизм и глубокая любовь к России.

Следующим  жизненным фактором, оказавшим серьезное влияние на формирование мировоззрения мыслителя, оказалась его учеба на медицинском факультете Московского университета, куда он поступил 24 сентября 1824 года, то есть в неполные 14 лет. Это время, предшествующее восстанию декабристов, отличалось очень насыщенной общественной жизнью, страстным обсуждением положения в стране и напряженным поиском  путей дальнейшего развития государства и общества.

Важный внутренний этап формирования  мировоззрения охватывает 1828-1830-е  годы и  приходится на время учебы и практической деятельности Н.И.Пирогова в Дерптском (Тартуском) университете и в Германии.

Следующий важный внутренний этап – это насыщенная научная деятельность врача-ученого Н.И.Пирогова, особенно активно продолжавшаяся с начала 1840-х гг. до 1855 года. В это время Пирогов создает свои фундаментальные научные труды, принесшие ему мировую известность. Несомненно, длительная и систематическая исследовательская деятельность, глубокие и плодотворные творческие поиски выковали у  Пирогова глубочайшее уважение перед Наукой, а также сформировали у него определенный позитивизм.

После переезда ученого в феврале 1841 года в Петербург, где он занимает должность профессора в Медико-хирургической академии, происходит и более предметное обращение к сфере образования. Министерство народного просвещения, отдавая должное заслугам Н.И.Пирогова в области высшего медицинского образования, избирает его членом медицинской комиссии (позже комитета) по реорганизации медицинского образования в университетах.

Постепенно у него начинает выкристаллизовываться идея воспитания «истинных людей» с развитыми умственными способностями, нравственной свободой мысли и убеждениями, искренне любящих правду и готовых умереть за нее, способных к самопознанию и самопожертвованию.

И, наконец, завершила процесс становления философии образования Н.И.Пирогова  Крымская война, в которой он как врач принимал самое действенное участие, начиная с октября 1854 года. С театра военных действий он вынес презрение и ненависть к бюрократии, к постоянной подмене формой настоящего дела. А также глубокое убеждение в том, что кардинальным недостатком людей является отсутствие духовно-нравственного стержня, высоких человеческих идеалов, что, в свою очередь, является следствием отсутствия истинной подготовки человека к жизни.  

Таким образом, можно констатировать, что в  педагогику Николай Иванович Пирогов пришел в возрасте 45 лет, человеком зрелым со сложившимися глубокими и стойкими убеждениями, оригинальной и целостной философской картиной мира, продуманной концепцией реформирования процессов воспитания молодежи (2, с.17.).

О причинах обращения врача к педагогической деятельности ёмко и  образно написал Н.П.Сакулин: «Под гнетущим впечатлением от Севастопольской войны, Н.И Пирогов погрузился в скорбную гражданскую думу. Гражданин побеждает в Пирогове врача и ученого. Он приходит к глубокому убеждению, что мы «истинного прогресса можем достигнуть одним, единственным путем воспитания», что воспитание «после религии, самая высокая сторона нашей общественной жизни» (3, с.12).

В это время редакция журнала «Морской сборник» предложила ученому написать статью о возможных изменениях в содержании образования и учебно-воспитательном процессе в морских кадетских корпусах. Итогом этого явилась опубликованная в оригинальной редакции (без цензуры) в июльской 1856 года книжке журнала программная статья Пирогова «Вопросы жизни», сразу же вызвавшая огромный резонанс. Наряженный общественный интерес к статье обусловлен сочетанием ряда обстоятельств. Прежде всего, конечно же, именем автора. Крымская война, героизм и трагедия Севастополя, в обороне которого хирург Пирогов принимал самое действенное участие, сделали его, по сути, национальным героем и привлекли всеобщее внимание к личности Николая Ивановича Пирогова.

Сказалось, несомненно, и то, в каком печатном органе была опубликована эта статья. На первый взгляд, специальный журнал морского ведомства  – не лучшее место для публикации программных педагогических манифестов. Но такой вывод может сделать только поверхностный человек. «Морской сборник»  в то время лично патронировался Великим князем Константином, очень прогрессивным государственным деятелем, убежденным реформатором. Более того, статья была незамедлительно перепечатана в приложении за 1856 год в официальном педагогическом «Журнале Министерства народного просвещения» (№ 9) с многозначительной сноской «печатается по указанию Министра народного просвещения».

Все это придало «Вопросам жизни» чуть ли не статус официальной педагогической концепции, новой государственной философии образования, которую педагогам необходимо было не только изучать, но и выполнять. Именно искренность статьи, наряду с ее фундаментальностью, глубиной, целостностью и всесторонностью окончательно определили тот невиданный в отечественной педагогике общественный резонанс. Она сразу стала крупным общественным явлением, а в результате, очень существенным образом изменила и судьбу самого Николая Ивановича Пирогова.

С осени 1856 по февраль 1861 года происходит педагогическая инструментовка Н.И.Пироговым своей философии образования и ее апробация в управленческо - педагогической деятельности. В начале октября 1856  года Н.И. Пирогов занял должность попечителя Одесского учебного округа,  что стало для него практически судьбоносным решением. Ведь не только кардинально менялась сфера его профессиональной деятельности – педагогика вместо медицины, но трансформировалось и ее содержание.

Вместо привычной научной, преподавательской работы и врачебной практики Н.И.Пирогову предстояло на генеральской должности заниматься серьезной административной деятельностью в сфере образования. Как написал Н.П. Сакулин, «знаменитый хирург проникся чисто евангельской верой в воспитание и решается на настоящий жизненный подвиг: он круто порывает со своим славным прошлым и делается педагогом» (3, с.12). 

По емкому выражению А.Н. Острогорского, «на свой пост педагога – администратора Пирогов пошел, чувствуя себя миссионером, учителем жизни, проповедником высокой и святой идеи» (4, с.112).

Результаты деятельности Н.И.Пирогова на посту попечителя сначала Одесского, а после отставки с этой должности с сентября 1858 по март 1861 попечителя Киевского учебного округа всегда оцениваются двояко.

С одной стороны, отмечается безусловный личный вклад Пирогова, как он сам себя называл «попечителя – миссионера», в развитие просвещения и образования на территории этих учебных округов, который проявлялся буквально во всем. Хорошо о месте и роли Николая Ивановича Пирогова в развитии российского образования написал Н.П.Сакулин: «Вошел Пирогов в русскую школу, и в ней сразу стало светло и радостно. Он как бы распахнул двери в затхлые подвалы дореформенной школы, и сюда ворвался теплый луч солнца, струя свежего воздуха, шум жизни. Старому заматерелому в рутине педагогу не оставалось ничего другого, как собрать свои обломанные розги и истрепанные учебники, и с мрачным видом  покинуть класс обновляемой школы. Пирогов явился педагогом - освободителем: он внес в школу такие освободительные начала, которых не знала дореформенная школа, и в которых нуждалась Россия. Под его непосредственным влиянием начала быстро развиваться наша педагогическая мысль. Пирогов рисуется нам одной из крупнейших фигур своей эпохи, человеком, воплотившим в себе дух реформаторства и свободы» (3, с.45).

Вместе с тем, если посмотреть на это с точки зрения личной карьеры, то административную деятельность Н.И.Пирогова, действительно, вряд ли можно признать успешной. Причины его отставок с поста попечителя учебных округов, разумеется, объясняются тем жестким противостоянием, которое он встретил со стороны всего бюрократического аппарата, мгновенно почувствовавшего в нем опасного чужака. Обвинения, которые предъявлялись Н.И.Пирогову, были достаточно традиционны для реформаторов в сфере российского образования второй половины ХIХ - начала ХХ века. Резкое недовольство со стороны влиятельных русских националистов вызывало его стремление к созданию равных условий для поляков и евреев в образовательном пространстве. В этом, естественно, виделись не только опасные политические последствия, но и «притеснение интересов русского народа». 

Крайне опасной считалась деятельность попечителя по просвещению широких слоев трудящихся, выразившаяся, в частности, в поддержке открытия в Киеве первой воскресной школы. Эти школы сразу же попали под подозрение, прямо скажем небезосновательное, в распространении революционных идей. Но особенно раздражал бюрократию подлинный демократизм Н.И.Пирогова, его стремление решительно поддерживать различные формы самодеятельных организаций и объединений студенчества, гимназистов старших классов. В этом чиновничеству виделась исключительно опасность распространения «вольнодумства и нигилизма».

Все эти обстоятельства и  привели, согласно указу от 13 марта 1861 года, к увольнению Пирогова с поста попечителя Киевского учебного округа.  Отказался он и от предложенной ему должности члена совета Министерства народного просвещения.

В результате, сразу после отмены крепостного права и начала этапа прогрессивного развития всех сторон общественной жизни, особенно образования, Н.И.Пирогов парадоксально и несправедливо оказался не у дел, хотя как раз наступало его историческое время. Как отмечал Н.С. Державин, «Пирогов воспитал в себе лучшие идеалы великой эпохи, эпохи широкого гуманизма и просветительных идей, и внес их в свою педагогическую деятельность. Он хотел поднять современную ему школу до уровня своих высоких идеалов, и, если достичь этого ему и не всегда удавалось, то, конечно не потому, что в нем не было достаточно энергии, воли, настойчивости и характера, не потому что идеалы его были слишком далеки от действительных нужд современной школьной жизни. Идеалов жизни Пирогов не мог осуществить в сфере своей школьной работы, потому что в окружающей его жизни эти идеалы были еще только намечены» (5, с.3-4).

Весной 1862 года Н.И.Пирогов был командирован за границу «для исполнения разных трудов по учебной и педагогической части». «Университетский» период развития педагогической системы Н.И.Пирогова, охватывающий время с 1862 по 1866 годы, был посвящен  распространению идей и взглядов, наработанных мыслителем, преимущественно, на сферу высшего образования. 

Главное поручение министра народного просвещения состояло «в руководстве и направлении молодых людей, готовящихся к профессорской деятельности». И здесь Н.И.Пирогов проявил свои способности и столь присущую ему ответственность. Он посетил свыше 20 европейских университетов, ознакомился с построением в них образовательного процесса. Умело направлял научную работу молодых российских ученых и поддерживал их стремления и начинания. И тем не менее, Н.И. Пирогов был отозван в Россию и отправлен 17 июня 1866 года в отставку. После этого к педагогической деятельности Н.И.Пирогов больше не вернулся. Поселившись в своем небольшом имении с. Вишня Подольской губернии (ныне Винницкой области) на Украине, он продолжил частную врачебную деятельность.

Однако было бы совершенно неправомерно исключать это время конца 1860- х - до смерти Н.И.Пирогова 23 ноября (5 декабря) 1881 года  из общего процесса развития педагогического мировоззрения Н.И.Пирогова.

Главное содержание этого периода изложено им в «Дневнике старого врача», который Пирогов писал буквально до последнего вздоха,  там же он анализирует свой жизненный, в том числе, и педагогический путь, и формулирует на этой основе свои наиболее значимые идеи. По выражению Ф.А. Кони, «оставленный Пироговым «Дневник старого врача» дает возможность заглянуть в его душу не как общественного деятеля и знаменитого ученого: он дает возможность услышать голос сердца человека, того человека, которого Пирогов хотел бы воспитать в каждом юноше. Это сердце преисполнено глубокой и трогательной веры в высший Промысел и умиления перед заветами Христа. Жизнь учит, что Христос имел много слуг, но мало действительных последователей. Одним из них был Пирогов» (6, с.26).

Впечатляющую характеристику личности Н.И.Пирогова дал известный психолог  И.А.Сикорский: «Подобно всем великим людям Пирогов, уже в самую раннюю пору жизни, восчувствовал в себе широкую программу своего существования и всю ее исполнил до конца, не взирая на ее сложности и размеры. В течение всей жизни он проявлял чрезвычайную, настойчивую, неустанную деятельность. Одаренный колоссальным самообладанием он был стоек, терпелив, смел, бодро переносил удары судьбы. Несокрушимая воля составляла главный нерв его натуры и дала ему возможность закладывать и строить здание там, где почва еще вовсе не была готова. С редкою силою воли, у него соединялась глубина и проницательность нежного сердца, дававшая ему возможность чувствовать пульс жизни и событий там, где взор обыкновенного человека ничего не замечал» (7, с.31).

Воистину, такие люди как Николай Иванович Пирогов уходят только для того, чтобы остаться навсегда.


Список использованной литературы

  1. Волкович В.А. Друг человечества Н.И.Пирогов. СПб., 1910.
  2. Любжин А. Оставить в покое недостижимое. Педагогическое наследие Н.И. Пирогова // Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 10.
  3. Сакулин Н.П.  Н.И. Пирогов как педагог. М.,1907.
  4. Острогорский А.Н. Н.И.Пирогов и его педагогические заветы. СПб, 1914.
  5. Державин Н.С. Педагогические идеалы Н.И.Пирогова. Тифлис, 1907.
  6. Кони А.Ф. Пирогов и школа жизни // Памяти Николая Ивановича Пирогова. СПб, 1911.
  7. Сикорский И.А. Н.И.Пирогов как мыслитель и человек // Памяти Н.И.Пирогова. Киев, 1911.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum