Volume: 8, Issue: 2

15/12/2016

Корчак, Лагерь, Наш Дом, Педагогика Корчака...
Никонорова, А.Ш. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Януш Корчак, любовь, интеграционный лагерь, родители в лагере, корчаковские элементы.

АННОТАЦИЯ: В неформальной форме и личностной манере автор рассказывает об истории создания и о своем опыте организации корчаковских летних лагерей Наш Дом. Описываются основные характеристики лагеря, включая необычную форму организации детей – семьи вместо отрядов, лагерные и семейные сборы и необыкновенную атмосферу тепла и душевности.


Введение

Ненаучная статья о лагере Наш Дом – пример того, как педагогика Корчака работает на практике и интегрируется в разных странах. В этой статье много слов  про любовь, так как Корчак –  это прежде всего любовь к ребенку,  которая дарит крылья, чтобы творить себя и вокруг себя. Здесь много имен, имен, о которых мы не узнаем из учебников по педагогике, но каждое имя – это основа лагеря Наш Дом, наверное  поэтому о нем невозможно писать обобщенно. У лагеря есть свое лицо, а впрочем, их много, и каждое одинаково важно.

Педагогика Корчака известна далеко за пределами Польши. На сегодняшний день существуют 22 общества Януша Корчака по всему миру, и каждое по-своему распространяет идеи Корчака. К примеру, под патронажем Корчаковского общества в г. Казани находятся два детских дома, голландцы издают книги и организовывают конференции для людей, работающих с детьми, летние интеграционные лагеря и готовят волонтеров для работы с детьми в Гане и т.д.

Из истории

В начале 1990-х годов Московский Молодежный Корчаковский центр искал свое дело,  уже попробовав себя в работе в детских домах и больницах. А после того как активные участники этого центра Юлия Чихачева и Анна Смолина поработали вожатыми в летнем лагере со слепыми и слепоглухими детьми, они поняли, что надо создавать интеграционный лагерь, лагерь, где  здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут находиться в едином пространстве и учиться друг у друга. В 1993 году Московский Молодежный Корчаковский центр вместе с его основателем и руководителем профессором Ириной Дмитриевной Демаковой организовал  первый лагерь Наш Дом. Он планировался как проект на одно лето. Но после того, как на вокзале в Москве, дети стали подходить со словами: «А где можно записаться на следующий год?», стало понятно, что надо продолжать… В 2017 году лагерю исполняется 25 лет.

В том первом лагере было создано личное пространство для каждого участника, пространство быть самим собой и было место для самовыражения, а вместо привычных вожатых и отрядов появились родители и семьи. Благодаря этому дети стали активными участниками процесса становления Нашего Дома. Именно дети придумали, что в лагере, как и у Корчака, должен быть флаг и мастерили его полночи из старой майки. Как-то спонтанно получилось, что каждый вечер все собирались вместе, так был придуман «сбор» и «свечки», на которых можно было делиться радостями и переживаниями; день рождения Корчака, когда о Корчаке говорят все – много и вслух; кружки, где и взрослым и детям можно чему-то научить другого, что можешь только ты, и еще многое другое. Все это родилось тогда и все это является основой лагеря и по сей день.

Существует поверие, что лагерь Наш Дом меняет твою жизнь однажды и навсегда. И это правда, и именно это произошло со мной, когда я впервые приехала в лагерь в 2000 году. Когда меня, второкурсницу, пригласили в лагерь «мамой» – для меня это было такой честью. Про лагерь я слышала столько волшебного, что и представить не могла, что меня туда позовут! Я готовилась... О, как я готовилась помогать слепым и слабовидящим детям, быть рядом, быть их глазами, руками-ногами....и, о, как они, дети, слабовидящие и слепые, помогли мне стать по-настоящему «зрячей», помогли увидеть Корчака, когда не «за ребенка», а «с ним», когда у человека есть право быть самим собой, двигаться в своем темпе, делать самому. Дети подарили мне тогда право на ошибку, ошибку думать, что нужна им, и показали, что можно быть вместе. Это был самый прекрасный момент, когда, остановившись у реки, слепой ребенок глубоко вздохнув, сказал: « Как же здесь красиво!», и в этот момент я увидела тоже самое.

Это же произошло и с Зошей. Летом 2000 года голландской девушке Зоше было 18, когда родители предложили ей поехать в лагерь Наш Дом в Россию. Она и подумать не могла, во что  выльется ее ответ: «А почему бы и нет?». Мало того, что для нее,  как подростка, это был самый незабываемый, теплый, трогательный, душевный, домашний лагерь, в котором, несмотря на разницу в культурах, языках, возрасте, не было барьеров, а было ощущение, что тебе всегда рады, что ты дома, что можно быть самим собой, а кругом столько творческой энергии и счастья...Отвечая на вопрос: « Чем для нее был тогда лагерь?», она привела в пример один момент, который и определил для нее лагерь: вернувшись из похода, у входа в корпус детей встречала руководитель того лагеря Татьяна Мейтина и говорила всем «Добро пожаловать домой!» «Welcome home!». Зоша решила, что через год вернется вожатой. И вернулась! Быть вожатой было сложнее из-за языкового барьера с детьми и культурных различий, но именно в этом лагере она встретила своего будущего мужа Яна, и вместе они загорелись идеей организовать Наш Дом в Голландии. Зоша с Яном вместе и по сей день, а свою первую дочь они назвали в честь Ирины Дмитриевны Демаковой – Ирина (Рене). Наш Дом в Голландии теперь тоже есть.

Современный лагерь и особенности его организации

В августе этого 2016 года, завершая уже восьмой голландский интеграционный лагерь Наш Дом, мы с Зошей стояли в кругу с детьми. «На сбоооооор!», кричали голландские мальчишки, понятия не имея, что означает это слово, но точно зная, что сейчас мы в последний раз встанем всем лагерем в круг, посмотрим друг другу в глаза, споем нашдомовский гимн, будем благодарить друг друга и распрощаемся до следующего года. И тут дело даже не в том, какой он по счету, нам интересно посмотреть, является ли Nash dom Nederland копией российского Нашего Дома.

Голландский лагерь Наш Дом родился благодаря голландцам Зоше и Лодевейгу и, только что переехавшей из России в Голландию Алины, которая уже не раз организовывала нашдомовские лагеря дома. Главное, что хотелось перенести в Голландию – это атмосфера тепла, волшебства и ощущения, что все по силам и все возможно. К счастью, тогда получилось собрать команду людей, которые когда-то уже были в лагере Наш Дом детьми или родителями, людей, которым не надо было обьяснять суть лагеря, а можно было сразу переходить к делу.

Что же делает Nash Dom таким особенным и корчаковским, и что получилось взять с собой в Голландию за эти восемь лет?

1. Это прежде всего ключевые моменты дня, когда весь лагерь собирается вместе:

  • Сбор: когда после долгого насыщенного дня мы собираемся всем лагерем, встаем в круг, поем, делимся впечатлениями дня и информацией на следующий день. Это важный момент, когда можно сказать «Спасибо»  кому-то за этот день: за помощь, подержку, вкусную еду, интересный кружок и т.д. Дети относятся очень серьезно и трепетно к возможности поблагодарить и учатся сами принимать благодарность.
  • Общелагерная свечка. Вечер, когда весь лагерь собирается в одной комнате, при свечах, создается доверительная атмосфера, дети и взрослые читают стихи, поют песни, играют на разных инструментах, зачитывают свои рассказы. Здесь каждый чувствует, что можно поделиться сокровенным и быть услышанным.


    Общелагерная свечка у костра

2. Моменты, когда семья собирается вместе:

  • Семейные свечки. Время, когда вы собираетесь своей семьей, чтобы обсудить прожитый день, уделить время более глубокому знакомству друг с другом, поделиться радостями и горестями в более близком кругу или просто сделать что-то хорошее и приятное вместе.

  • Презентации семей. Подготовка многочисленных презентаций, театральных постановок, поздравлений и ярмарки.

3. Особенные дни в лагере:

  • День Корчака. Этот день очень особенный для каждого ребенка и взрослого в лагере. Это день, когда мы знакомимся с педагогикой Корчака, историей лагеря, и, что немаловажно, с биографией Януша Корчака. Нам очень повезло, у нас есть Тео Каппон, член правления Голладского общества Корчака, много лет его возглавлявший, и каждый  год работающий в нашем лагере. Тео – прирожденный оратор, он может достучаться до любого и затронуть каждого своим рассказом о Корчаке. Не отрываясь, его слушают неугомонные пятилетки и непроницаемые подростки. Мы долго обсуждали тему смерти Корчака и детей. Надо ли рассказывать об этом детям, если да, то как? Решили, что это важно, о смерти нужно говорить. В этом году в день Корчака  дети делали лампады в виде корабля в память о детях, которые погибли  в разных войнах и военных конфликтах. Делая эти корабли, они говорили о праве ребенка на детство и о несправедливости войн, ведь эта тема и по сей день остается чрезвычайно актуальной. Вечером, после рассказа Тео, дети, в полной тишине пошли на озеро, зажгли лампады и опустили их на воду в память о Корчаке и погибших с ним детях. Это был незабываемый, трогательный и очень важный вечер для детей. Еще в этом году в день Корчака дети писали письма детям в российский Наш Дом, мы и не ожидали, насколько им будет важно и интересно, что у нашего лагеря есть история, и что где-то в другой стране сейчас есть еще один Наш Дом и они очень хотели наладить с ним контакт. Эти письма обязательно дойдут до адресата.  
  • День рождения лагеря. День, когда мы празднуем день рождения, а значит делаем и дарим подарки друг другу, устраиваем праздник и праздничный ужин.

4. Важные корчаковские элементы:

  • Кружки – это пространство и возможность показать себя и научить другого чему-то новому, понять, что нет границ для того, чтобы учиться друг у друга: ни возрастных, ни социальных, ни культурных. Каждый человек в лагере может провести кружок. Неважно, сколько тебе лет, (а в голландский лагерь приезжают дети и подростки от 5 до 13 лет), будь ты взрослый или ребенок. В этом году, например, театральный кружок был организован двумя шестилетними девочками, к ним ходили как вожатые, так и дети. А пиццу, приготовленную на весь лагерь под руководством одинадцатилетнего Виджи, невозможно забыть. Что уж говорить про кухонных работников…


    Кружок пиццы в работе

  •  Парламент/ детский совет. Каждый день, под руководством Тео Каппона, на детский совет собирались по два представителя от каждой семьи, на котором обсуждалась жизнь в лагере, что детям нравится, что не очень, что можно поменять и как это сделать, а также, как подать жалобу на взрослого или ребенка. Вечером, во время сбора один из представителей собрания зачитывал обсуждаемое. На следующий день, перед обсуждением новых пунктов, проверялось, все ли из вчерашнего принято к сведению и разрешены ли конфликты.
  • Почта, которая работает каждый день, и каждый может написать друг другу письмо.

В лагере каждый человек важен. Мы считаем, что у нас нет «чужих детей». Неважно, чей ты «папа» или «мама» или работаешь на кухне, ты не пройдешь мимо загрустившего ребенка, откликнешься на его просьбу, найдешь время для серьезного разговора, для поиска самой глубокой лужи или для похорон мышонка.

Наши кухонные работники, это люди, заслуживающие отдельной благодарности. Это не обязательно прфессиональные повара, часто это те, кто уже ездил в лагерь в качестве родителей или руководителя лагеря. Мало того, что наши повара кормят весь лагерь, они еще каким-то образом умудряются активно участвовать в жизни лагеря, предоставлять детям возможность помогать на кухне и создавать пространство, в котором дети могут свободно говорить обо всем и делиться самым сокровенным.

Подводя итоги…

Первоначально мы хотели сделать голландский лагерь наиболее приближенным к российскому Нашему Дому. Скопировать его, конечно, невозможно, да и ни к чему. Адаптировали количество дней, лагерь длился не 3 недели, а 6 дней, с меньшим количеством детей, возрастом не до 18, а только до 12 лет. Такая камерность лагеря создала семейную атмосферу с первых минут, тогда же родился ритуал прощания с родителями и официальное начало лагеря, когда на первом «сборе»  родители, которые только что привезли своих детей в лагерь, не уезжают сразу, а встают в круг, где все вместе поют песни, затем дети и их новые «родители» делают круг внутри круга, поворачиваются лицом к родителям и прощаются с ними. За эти восемь лет, мы поняли, насколько этот ритуал важен не только для детей, которые сразу окунаются в атмосферу лагеря и проще отпускают родителей, но и для родителей, которые передают своих детей в руки другим взрослым.  

Было решено оставить русское название лагеря Nash Dom, непереводимое слово «сбор», не выговариваемые и такие родные «планерка» и «свечка». В первом лагере было много музыки и песен, русских, из Нашего дома, детям было сложно включиться в совместное пение. Со временем голландский Наш Дом обзавелся своим собственным гимном, который писали всем лагерем, и еще несколько песен были написаны специально для лагеря взрослыми, которые ездят в него из года в год.

В голландском лагере акцент сделан на интеграцию детей из разных слоев общества и возможность отдохнуть  и для детей беженцев, и для детей из малообеспеченных семей, которые финансово не могут позволить себе роскошь отправить своих чад на каникулы, и дети из обеспеченных семей. Часто к нам привозят сложных с педагогической точки зрения детей и детей с  особенностями развития. Каждый год, делая новый набор в лагерь, мы обязательно анализируем актуальную ситуацию в стране и принимаем ее во внимание. 

В российском лагере уже давно есть приемственность, дети вырастают в «родителей» и руководителей лагеря. За восемь лагерей в Голландии сменилось много «родителей», а в этом году выросли первые «дети» и приехали работать в новом качестве. Какой же это праздник души наблюдать, что взяли они с собой и что дают сегодняшним детям!

Взяв многое от российского Нашего Дома, голландский лагерь, несомненно, обрел свое лицо и также не собирается завершать свою работу. А Ирина (Рене), дочь Зоши и Яна, не пропустила еще ни одного лагеря и в будущем хочет стать его руководителем.  


1 С благодарностью, Зоше Скубис и Юле Чихачевой.

2 Никонорова Алсу Шамилевна - детский психолог-педагог, орто-педагог, специалист по интеграции детей с особенностями в развитии в общеобразовательную среду, Combiwel, OKIDO project (http://www.okidohelpt.nl/), г. Амстердам, Нидерланды.

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum