Volume: 9, Issue: 1

15/05/2017

В.Я. Cтоюнин – видный просветитель и педагог - гуманист
Богуславский М.В. [about]

АННОТАЦИЯ: В статье в целостном виде представлен жизненный путь и охарактеризована деятельность видного отечественного просветителя, ученого и общественного деятеля В.Я. Стоюнина. Обоснованы основные периоды становления и развития педагогического мировоззрения В.Я.Стоюнина. Определены аксиологические основания его педагогической системы. В целостном виде представлена  концепция воспитания просвещенного человека и гражданина. 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: В.Я. Стоюнин; история педагогики и образования; патриотическое воспитание; гражданское воспитание.


Владимир Яковлевич Стоюнин (1826 –1888) – видный педагог-просветитель, самобытный педагогический мыслитель, яркий деятель общественно-педагогического движения, крупнейший методист русского языка и литературы, теоретик и практик женского образования, оригинальный публицист, литературный и театральный критик [6, с. 1].

Емкую оценку ему дал крупный  отечественный философ Н.О. Лосский:  «В.Я. Стоюнин принадлежал к числу виднейших русских педагогов. И как теоретик-педагог, и как преподаватель русского языка и словесности он получил известность и был чрезвычайно любим своими учениками» [цит. по: 5].

Его биограф В.В.Сиповский правомерно отметил, что «литературно-педагогические труды В.Я.Стоюнина – это крупное наследство для всех мыслящих  педагогов... Они отличаются самостоятельностью и оригинальностью... Во всех трудах Стоюнина вы увидите богатое содержание, самую добросовестную работу и оригинальную точку зрения. Все это свидетельствует о силе ума, о таланте» [7, с.21].

В судьбе и педагогической деятельности В.Я. Стоюнина рельефно выделяются четыре взаимосвязанных периода:

1. 1826–1851 гг.предварительный, на протяжении которого происходило становление личности В. Я. Стоюнина и формирование либерально-демократических ценностей и смыслов его общественного и педагогического мировоззрения. В эти годы он обучался в 3-й Петербургской гимназии, а затем по специальности восточная словесность на историко – филологическом факультете Санкт – Петербургского университета.

2. 1852–1874 гг.преподавательско-методический и общественно-педагогический, наиболее значимый период в деятельности В.Я. Стоюнина, связанный с преподаванием в 3-й Петербургской гимназии (1852–1870) и московском Николаевском сиротском институте (1871–1874), а также в других образовательных учреждениях.  В это время В.Я. Стоюнин становится видным деятелем общественно-педагогического движения: является учредителем Санкт-Петербургского педагогического общества, работает в Комитете грамотности, выступает организатором Комиссии по упрощению орфографии русского языка, председательствует в ученом Совете Общества распространения технических знаний в Москве, избирается почетным членом Российского Общества словесности, работает в комиссии по русскому и иностранному языкам в Педагогическом музее [6, с.437].

3. 1875–1880 гг. – период научно-методической и общественной деятельности, когда вынужденно лишенный возможности преподавания В.Я. Стоюнин в основном сосредоточился на подготовке трудов по изучению словесности. В этот период происходит значительное изменение его политических взглядов в сторону консерватизма. В методических пособиях и статьях В.Я. Стоюнин сформулировал новые подходы к изучению литературы:

  • воспитывающий, развивающий, а не информационно-знаниевый характер преподавания;
  • перенос приоритета в содержании образования на современные произведения со снижением доли историко-литературного материала;
  • акцент на формирование у учащихся самостоятельного отношения к литературным произведениям, избегание преподавателем формулирования и навязывания готовых выводов;
  • доминирование таких развивающих методов как литературные беседы и самостоятельный разбор учащимися литературных произведений.

4. 1881–1888 гг.синтезировано-обобщающий, связанный с работой педагога-просветителя в Стоюнинской частной женской гимназии в Санкт-Петербурге, реализацией им в сфере женского образования идеала и ценностей воспитания просвещенного человека-гражданина. В созданной его женой Марией Николаевной гимназии В.Я. Стоюнин работал инспектором и преподавателем русского языка, словесности и истории. В данной связи подчеркнем, что педагог-гуманист был убежденным сторонником гармоничного женского образования и многое сделал для разработки его теории и практики. Более того, Владимир Яковлевич был оригинальным философом женского образования. Гимназия Стоюниной, просуществовавшая до 1919 г., была признана лучшей среди женских учебных заведений страны и оставила животворный след в истории отечественного образования.

По своему происхождению Владимир Яковлевич Стоюнин – выходец из разночинцев, сын разорившегося купца «старого закала», который доверил свои капиталы обманувшему его товарищу. В семье сохранилось предание о том, что их предок – костромской крестьянин – во время эпидемии один выжил из всей своей большой семьи и получил прозвище Стоюнин, потому что устоял. Позднее это прозвище стало фамилией [7, с. 1–2]. Подчеркнем, что фамилия органично соответствовала личности Владимира Яковлевича, всегда отличавшегося очень стойким характером.

Детские годы Володи прошли «в довольно строгой и суровой обстановке, что отразилось на характере, сообщив ему некоторую замкнутость и сдержанность в словах и в обращении, сохранившиеся в нем на всю жизнь» [8, с 1]. Он не был любимым ребенком в семье и рано привык полагаться только на себя. По свидетельству близко знавших его людей, Владимир Яковлевич внешне отличался «наружной холодностью и суровостью, сухостью и необщительностью» [8, с. 6].

Как отмечал Б.Б. Глинский, «суровая действительность, окружавшая его с юных лет, закалила характер в борьбе с обстоятельствами, выработала в нем серьезный взгляд на жизнь, и приучила к упорному труду и точному исполнению своих обязанностей» [4, с.413].

Несмотря на жизненные трудности, В.Я. Стоюнин смог получить очень солидное базовое образование в лучших тогда средних учебных заведениях Петербурга – в частном немецком училище при церкви Святой Анны (Анненское училище), а затем со второго класса в 3-й гимназии, где готовили будущих учителей для учебных заведений Петербургского учебного округа. В процессе обучения в гимназии, а затем в Петербургском университете, у Владимира Яковлевича рельефно обозначились склонности к гуманитарным наукам – литературе, истории, древним и новым языкам; проявились незаурядные способности к литературному творчеству, прежде всего, поэзии.

Вместе с тем за время обучения у В.Я. Стоюнина сформировалось абсолютное неприятие жестко авторитарного стиля педагогической деятельности, базирующегося на насилии и физических наказаниях, подавлении личности и ученика, и учителя.

Позднее в процессе преподавания в гимназии он утвердился в ценностях педагогической деятельности и подвижническом служении Отечеству, российскому обществу и русскому народу.

Педагогическое мировоззрение В.Я. Стоюнина окончательно сформировалось уже в пореформенную эпоху в отличие от мировоззрения К.Д. Ушинского и тем более Н.И. Пирогова, чья педагогическая деятельность, в основном, прошла до освобождения крестьян. Метафорично можно отметить, что время педагогического финиша для этих классиков, стало периодом мощного педагогического старта для В.Я. Стоюнина. Поэтому Владимир Яковлевич так органично впитал и воплотил в себе, в своем педагогическом мировоззрении новые аксиологические идеи и высокие нравственно-этические ценности постреформенного периода – общественного самоуправления, свободного труда, подлинной науки и гласности. По свидетельству современников, в В.Я. Стоюнине «сливались в одно нераздельное целое частный человек и общественный деятель, иначе говоря, – слово его всегда было и его делом, что он думал и говорил, то он и делал» [8, с.6].

После весны 1861 г., когда с российского педагогического небосклона властями были удалены две мегазвезды Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский, – именно В.Я. Стоюнину с его немногими современниками В.И. Водовозовым и Д.Д. Семеновым доведется осуществлять развитие педагогической науки и общественно-педагогической мысли на протяжении 1860–1870-х гг., пока не появилась новая генерация деятелей российского образования – В.П. Вахтеров, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.П. Острогорский, В.В. Розанов, и не получило признание педагогическое творчество Л.Н. Толстого.

В.Я. Стоюнин первым в отечественной педагогике осуществил  плодотворный синтез  двух стратегических парадигм общественно-педагогической мысли 1860-х годов –  общечеловеческой Н.И. Пирогова и национально-патриотической К.Д. Ушинского, причем  в фарватере общественной деятельности.

Ученый-просветитель прозорливо предрекал грядущую смену доминант в российском образовании, когда в начале ХХ в. вместо государственной целе-ценностной доминанты выдвинется на первый план именно общественный идеал образования, и осознанно стремился к созданию в России бессословной национальной школы, ратовал за широкое общее образование и воспитание молодого поколения в духе передовых гражданских идеалов.

Еще одной отличительной особенностью его педагогического творчества являлось то, что В.Я. Стоюнин всегда смотрел на педагогические и методические вопросы очень широко с общественно-патриотической позиции, формировал содержание образования и продуцировал педагогические технологии «сверху»  – из аксиологической проблематики, что рельефно выделяло его среди современных деятелей образования и придало  идеям и взглядам педагога вневременное значение.

Главным достижением В.Я. Стоюнина, как ученого – педагога, является выработка им подходов к воспитанию просвещенного человека-гражданина, имеющего «высшие понятия, которые возвышают человеческую жизнь, расширяя и освещая умственный и нравственный горизонт» [1, с.194].

Можно констатировать, что  педагог-гуманист выделил следующие составляющие черты просвещенного человека-гражданина:

  1. Гармонизация общественных и личных целей.
  2. Нравственное отношение к людям и обществу.
  3. Историзм сознания. В.Я. Стоюнин отмечал, что  «нам не мешает оглянуться назад в качестве людей, для которых самосознание составляет одну из существенных духовных потребностей жизни. Это есть необходимое условие жизни просвещенного народа. Он не может жить без оглядки: ему необходимо освещать свое прожитое, выяснить то, что решено и, что нужно решать в ближайшем будущем» [2, с.242].
  4. Деятельность на общее благо [1, с.197-198].

Большая заслуга В.Я. Стоюнина состоит в том, что он не ограничился выдвижением этой высокой цели, а обосновал совокупность взаимосвязанных факторов, которые могут обеспечить воспитание в школе просвещенного человека-гражданина. Для этого школа должна быть действительно просвещенной; современной и общественной; свободной от политической конъюнктуры; общенародной; национальной и трудовой.

В.Я. Стоюнина выстроил субъектный ряд для реализации идеала просвещенного человека – гражданина, который включает следующие позиции: образованный чиновник – общественный деятель – священник, как учитель -  просвещенный педагог – образованная мать, ценящая науку – активная личность.

Характерно, что для осуществления этих задач  он лично работал на всех уровнях отечественного образования: от элитного – обучения членов царской семьи – до образования народа в воскресных школах. С этим и сопряжена его конструктивная критика всех министерских проектов реформирования гимназического образования. В.Я. Стоюнин искренне, но, конечно, безуспешно пытался придать всей реформаторской деятельности Министерства народного просвещения ценностный смысл, развернуть работу лицеев и гимназий на задачи просвещения.

Значимо, что современная образовательная политика существенно актуализирует систему педагогических идей и взглядов замечательного педагога и, особенно, его целостную концепцию воспитания просвещенного человека и гражданина. Как подчеркивала министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева: «внеурочное время должно быть направлено на воспитание ребенка как человека, чтобы он стал действительным гражданином нашей страны» [3].

Владимир Яковлевич Стоюнин скончался 4 ноября 1888 г. от рака печени и  был погребен на Волковом православном кладбище у северной стены Спасской церкви. Среди множества венков, положенных на его гроб был один серебряный с надписью: «От учителей своему учителю»…[5, c.38].

Своеобразную эпитафию В.Я. Стоюнину сделал Б.Б. Глинский:  «Как практик-педагог, как общественный деятель, он не входил никогда в компромисс со своею совестью, не поступался своими убеждениями, и громко подымал голос там, где слышал ложь и узкое своекорыстие. Эта цельность нравственного облика, стойкость убеждений и просвещенный взгляд на жизнь и ее требования, причиняли покойному немало неприятностей с точки зрения материальных выгод, но зато снискали ему уважение всего русского образованного общества» [4, с.414].


Литература

  1. Стоюнин, В.Я. Заметки о русской школе /  В.Я. Стоюнин // Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991.- С.148-199.
  2. Стоюнин, В.Я. Педагогические задачи Н.И. Пирогова [Текст] /  В.Я. Стоюнин // Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991.- С.242-281.
  3. Васильева, О.Ю. Интервью // Ведомости.- 2016.- 24 августа.
  4. Глинский, Б. Б. Владимир Яковлевич Стоюнин [Текст] / Б. Б. Глинский // Исторический вестник. – 1889. – Т. 35. – № 2. – С. 413–444.
  5. Лосский, Н. О. Воспоминания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://litfile.net/pages/314618/367000-368000?page=16 (дата обращения: 12.09.2016).
  6. Савенок, Г. Г. Педагогические взгляды и деятельность В. Я. Стоюнина [Текст] / Г. Г. Савенок // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – С.6–31.
  7. Сиповский, В.В. Владимир Яковлевич Стоюнин. Биографический очерк [Текст] / В. В. Сиповский // Педагогические сочинения. – 3-е изд. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1911. – С.1–38.
  8. Витберг, Ф. А. В. Я. Стоюнин, как педагог и человек: речь Ф. А. Витберга [Текст] / Ф. А. Витберг. – СПб., 1899. – 20 с.
chinna (Jul. 09, 2017)
Windows 10 Operating System was released in Jiuly 2015. After the release of this software, many changes were made to fix the bugs winwindows product keys
dfesw (Jun. 27, 2017)
dfesw (Jun. 27, 2017)
dfesw (Jun. 27, 2017)
dfesw (Jun. 27, 2017)
ttt (Jun. 27, 2017)
erferfertf
ttt (Jun. 27, 2017)
erferfertf
ttt (Jun. 27, 2017)
erferfertf
desww (Jun. 27, 2017)
aaa[url=http://www.jgfhfs.com/]uuu[/url]
desww (Jun. 27, 2017)
aaa[url=http://www.jgfhfs.com/]uuu[/url]
DESR (Jun. 27, 2017)
aaa[url=http://www.jgfhfs.com/]uuu[/url]
madalin stunt cars 2 (Jun. 24, 2017)
Interesting article! Thank you for sharing them! I hope you will continue to have similar posts to share with everyone!
madalin stunt cars 2 (Jun. 24, 2017)
Interesting article! Thank you for sharing them! I hope you will continue to have similar posts to share with everyone!
madalin stunt cars 2 (Jun. 24, 2017)
Interesting article! Thank you for sharing them! I hope you will continue to have similar posts to share with everyone!

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum