Volume: 9, Issue: 1

15/05/2017

Основные компоненты профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования: результаты исследования
Викульцева А.М. [about] , Чеснокова Г.С. [about]

АННОТАЦИЯ: В статье описываются структурные компоненты профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Приводятся результаты исследования значимости формирования данных компонентов у студентов для повышения качества педагогического процесса и качества будущей профессиональной деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, компоненты профессиональной компетентности.


Тенденции развития современного общества, изменения в характере конкурентной среды и неумолимый рост научно-технического прогресса задают динамику непрерывно растущих требований как к организации образовательной системы в целом, так и к системе дошкольного образования, как первой ступени становления личности, в частности. В связи с этим актуализируется вопрос профессиональной подготовки будущих специалистов данной сферы. Если когда-то за профессией «педагог дошкольного образования» стоял вполне понятный функционал, изложенный в лаконичной формулировке «присмотр и уход», то сегодня едва ли представляется возможным изложить все требования, предъявляемые будущему дошкольному педагогу [4].

Приоритетное направление развития образования отражено и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Социальный заказ на профессиональное образование специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор; способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Данная характеристика находит своё отражение в понятии «профессиональная компетентность педагога» – интегральном качестве личности, выступающим как результат профессионально-педагогической подготовки и важнейшее условие эффективности профессиональной деятельности [1].

Ученые сходятся во мнении, что профессиональная компетентность дошкольного педагога носит сложный, многоуровневый и системный характер. В. А. Сластенин и И. А. Зимняя утверждают, что для того чтобы определить вектор подготовки специалистов, необходимо провести комплексный анализ структурных составляющих понятия [2]. 

Как известно, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены следующие требования к педагогам дошкольных образовательных учреждений:

  • уважение к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [5].

Исходя из вышеперечисленных требований, можно выделить следующие компоненты профессиональной компетентности специалиста дошкольного образования: мотивационно-волевая, функциональная, коммуникативная и рефлексивная.

С целью определения значимости различных компонентов профессиональной компетентности современного педагога дошкольного образования мы провели исследование на базе Института детства Новосибирского государственного педагогического университета. С помощью анкетирования были диагностированы 124 студента, обучающихся по профилю «Дошкольное образование» / «Дошкольное образование и иностранный (английский) язык». Вопросы анкеты были разделены на два последовательных блока, где первый был направлен на определение профессиональных качеств, необходимых, по мнению студентов, современному дошкольному педагогу. А во втором блоке респондентам предлагалось распределить в порядке иерархии выделенные нами, но значимые, на наш взгляд, для студентов,  компоненты профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

Почти все респонденты (96%) на первое место поставили мотивационно-волевой компонент, отмечая особую значимость мотивов педагога, целевых ориентиров, ценностных установок, стимулирующие его профессиональное саморазвитие и творческое проявление личности дошкольного педагога в профессиональной деятельности.

Второе место занял рефлексивный компонент (89% анкетируемых), являющийся регулятором личностных достижений, самоуправления, а также побудителем самопознания, самоанализа и самоконтроля, профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства и формирования индивидуального стиля работы.

Третьим стал коммуникативный компонент (82%), включающий умение ясно и четко излагать свои мысли, аргументировать и отстаивать свою позицию, налаживать коммуникацию и выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях.

И наконец, на четвертое место 73% студентов поставили функциональный компонент, представленный в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых педагогу для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Качественный анализ ответов показал, что вышеперечисленные компоненты профессиональной компетентности дошкольного педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер и являются продуктом профессиональной подготовки в целом. При этом акцент перенесен с профессиональных знаний на профессиональную компетентность и субъектную позицию педагога в осуществлении профессиональной деятельности [7]. Данный факт порождает некое противоречие между утвердившимся в реальной педагогической практике новым, личностно ориентированным типом профессиональной деятельности педагога и сложившейся в России моделью его профессионального образования, сфокусированной на традиционную знаниевую парадигму педагогической деятельности; а также противоречие между односторонними попытками повышения научности  педагогического образования и все более очевидным пониманием ситуационно-личностной природы решения педагогических задач [3].

Не вызывает сомнений, что лишь когда педагогическая деятельность приобретает в глазах дошкольного педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в профессиональном самосовершенствовании. Данный фактор должен стать неотъемлемым условием повышения качества современного образования и помочь преодолеть сложившиеся противоречия ещё на стартовом этапе профессиональной самоидентификации будущих педагогов, то есть в процессе их обучения в высшем учебном заведении педагогической направленности. Для достижения данной цели необходимо единство методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки студентов – будущих педагогов дошкольного образования.  На наш взгляд, в Институте детства, НГПУ, предпринят ряд весьма удачных попыток достижения подобного единства посредством неукоснительного следования принципу единства учебного и внеучебного процессов. Перспективным в научно-педагогических исследованиях видится изучение процесса формирования компонентов профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования посредством включения их во внеучебную деятельность [6].


Список литературы

  1. Викульцева А. М. Студенческое самоуправление как средство профессионального становления личности будущего педагогика: опыт организации // Сборник докладов I Межвузовской конференции молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития» / Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: МПГУ, 2016. – С. 210–215
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
  3. Киселев Н. Н., Киселева Е. В., Межличностные отношения как ресурс эмоциональной безопасности образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 6. – С. 36–39.
  4. Сафронова Ю. Д., Чеснокова Г. С. Социальный портрет педагога-воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирский государственный педагогический университет. – 2013. – С. 55–60.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 04.04.2017)
  6. Цигулева О. В., Чеснокова Г. С. Академическая мобильность как условие личностно-профессионального становления будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 63– 68.
  7. Чеснокова Г. С., Чесноков В. А. Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21. – № 3. –  С. 94–99.
booking (Jul. 25, 2017)
En plus de Rolex, je ne l'ai jamais été préoccupé par tout autre bracelet de montre, parce que la situation de la chaîne de replique montre Rolex affectera directement la négociation de la montre. L'une des plus grandes caractéristiques de la montre Rolex est la reconnaissance entre les différents modèles. Rolex ressemble à l'apparence, mais à travers la montre sur certains détails, une petite place peut distinguer entre un nouveau modèle ou l'ancien modèle. le bracelet est l'une des caractéristiques les plus visibles du coq nouveaux et anciens modèles. maintenant, le flux de marché de Rolex beaucoup, cinq numéros des modèles anciens et 6 numéros du nouveau montant de la plus grande. les yachts mentionnés précédemment 16622 et 116622 sont un très bon exemple. Deux yachts de la table presque pas de différence entre le mouvement sur les amortisseurs, magnifique cheveux ces petits détails que nous ne pouvons pas voir, alors que par le bracelet. 16622 et 116622 du bracelet est significativement différent, on sait. on voit souvent une telle situation, l'entreprise table pour vendre un yacht, le m odel fait l'objet de 116622, le prix est très bas (inférieur au prix général de 116622), le cœur des gens, un regard sur la chaîne de replique de montre est de savoir 16622, l'original est le mauvais modèle Le Voilà pourquoi je ne comprends pas l'autre bracelet de table, ne savent qu'une des raisons peu chaîne de Rolex Montres

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum