Volume: 9, Issue: 2

30/09/2017

Замечательный российский педагог – гуманист и футуролог князь В.Ф. Одоевский
Богуславский М.В. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: В.Ф. Одоевский, история российского образования, отечественная педагогика ХIХ века, прогнозирование.

АННОТАЦИЯ: В статье дана обобщенная характеристика педагогических взглядов выдающего отечественного педагога-просветителя ХIХ в. В.Ф. Одоевского. Представлена предложенная им модель системы  общего образования, имеющая большое прогностичное значение. Приведены футурологические взгляды мыслителя.


Российским педагогам  хорошо знакомы художественные  произведения Владимира Федоровича Одоевского  – «Городок в табакерке» – энциклопедия для детей, первый совершенный образец познавательной сказки и исполненная подлинной поэтичностью сказка «Мороз Иванович», ставшая классикой отечественной детской литературы.

Значительно меньше известны другие стороны творчества выдающегося российского педагогического мыслителя и просветителя В.Ф. Одоевского (1804-1869). Впечатляет широта его интересов и поприщ приложения таланта – государственный и общественный деятель,  философ и футуролог, издатель и цензор, библиограф, писатель-сказочник, автор мистиче­ских и фантастических повестей и рассказов, талантливый музыкант и музыкальный критик, химик и электротехник, транспортник и даже кулинар.

Вехи жизни и творческого пути

Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича) Владимир Федорович  окончил Московский университетский Благородный пан­сион, где учились многие  будущие русские писатели и декабристы. Еще в юные годы, в 1823 году, В.Ф. Одоевский организовал  «Общество любомудрия» — философский кружок, объе­динивший многих талантливых и благородных людей, озабочен­ных судьбой Отечества и поисками истины. В его литературно-музыкальной гостиной (уже в Петербурге, куда он переехал из Москвы в 1826 году) собирались лучшие представители русской интеллигенции: Пушкин, Вяземский, Гоголь, Лермонтов...

В 1830-е  - 40-е гг. В.Ф. Одоевский создает основной корпус своих романтических, фантастических  и мистических литературных произведений. Художественная манера его отмечена сложным взаимодей­ствием отвлеченной философской мысли с глубоким проникно­вением в жизненные характеры и явления.

Обращение Одоевского к детской литературе тесно связано с его склонностью к просветительству, но у него был и прирожден­ный талант детского писателя. Ему принадлежит приоритет создания нового жанра в детской литературе – научно-фантастической сказки с отчётливо выраженными жанровыми признаками. Причем писатель переводил любое событие народной сказки из социального плана в  нравст­венный [4].

Первый период его творчества, 1830-е гг., отмечен созданием таких произведений как «Детские книжки для воскресных дней» и  «Пестрые сказки с красным слов­цом» (1833). В них рассказчик Ириней Модестович Гомозейка (таким псев­донимом В.Ф. Одоевский подписал это свое произведение) преподно­сил читателям в аллегорической форме то или иное нравоучение.  В это же время им создано  классическое произведение «Городок в табакерке» (1834). В нем научный материал (по существу, обучение механике, оптике и другим на­укам) был подан в столь занимательной и близкой к детской пси­хологии форме, что это вызывало у детей восторженный отклик.

На втором этапе литературного творчества - в 1840-е гг. - В.Ф. Одоевский создает произведения для чтения в  детских приютах,   составившие два сборника: «Детские сказки де­душки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847), а также сказку «Мороз Иванович» (1847). Дедушка Ириней олицетворял собой образец наставника — строгого, но доброго и понимающего ре­бенка.

В.Ф. Одоевский, безусловно, не трактовал ребенка как «недоделанного взрослого», а первым в отечественной педагогике выделял особую субкультуру детства.  Первоначальный этап – до начала подросткового возраста – для мыслителя представлял особый  мир, где  детские фантастические пред­ставления и народные поверья содержат в себе особую поэтиче­скую мудрость и подспудные знания, которыми человек еще не овладел сознательно.  Поэтому воспитание и обучение должно происходить в занимательной и близкой к детской пси­хологии форме. В этом ключе им создавалась  методическая и учебная литература: «Азбука для употребления в детских приютах» (1839), «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» (1844).

Большим просветительским потенциалом обладают его литературоведческие и культурологические произведения: «Русские ночи», «Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах», «Импровизатор», «Елладий», «Княжна Зизи», «Княжна Мими».

Поражают своей прозорливостью философско-футурологические произведения В.Ф. Одоевского, обобщенные уже в наше время в книге «Записки для моего праправнука» [3].

Одоевский как общественный деятель и педагог

Очень плодотворно трудился В.Ф. Одоевский и  на ниве образования. В первой половине 1830 – х гг. князь был одним из организаторов Общества посещения бедных, занимавшегося устройством детских приютов, школ и больниц. С работой Общества и было связано  его первоначальное увлечение педагогикой и детской литературой [6].

С 1838 по 1845 гг. В.Ф. Одоевский находился во  главе Комитета главного попечительства для  учреждения детских приютов. Цель учреждений данного вида состояла в том, чтобы приютить ребенка на время дневной работы родителей, а также содействовать его физическому, нравственному и умственному развитию. Созданная В.Ф. Одоевским по всей территории России сеть таких приютов  оказала существенную помощь семьям с детьми. Знаменательно, что Владимир Федорович, несмотря на свое аристократическое происхождение, не делал различия в воспитании детей разных сословий, за что современники называли его «князем-демо­кратом».

Значительна деятельность В.Ф. Одоевского в 1840 – е гг. в качестве консультанта по педагогическим вопросам и члена Ученого совета при Министерстве государственных имуществ. Это передовое ведомство при самом деятельном участии Одоевского за пятнадцать лет открыло более 2600 школ для детей государственных крестьян [7, с. 6].

Став в 1846 г. заместителем  директора Императорской публичной библиотеки и заведуя Румянцевским му­зеем, Одоевский общался со многими учеными, а также с мно­жеством людей из самых разных социальных и культурных слоев русского общества. В то же время Одоевский сотрудничал в журнале «Оте­чественные записки».  В последние годы жизни (с 1862 г.), проведенные вновь в Москве, он был сенатором, участвовал в создании Московской консерватории и Русского музыкального общества.

Ведущие педагогические идеи

Вклад  Одоевского в педагогику намного значительнее и многограннее его общественной  деятельности и собственно педагогических трудов. Для него педагогическая деятельность – часть общего труда по просвещению народа.

Модель школы гражданственности

Центральная идея педагогического творчества мыслителя  состояла  в поиске путей  духовно-нравственного воспитания юной личности в сочетании с воспитанием гражданственности.

Главная  задача    воспитания,  по  мысли  В. Ф.  Одоевского,  научить  ребенка  «быть  человеком»,  сделать  его  гражданином,  развить  его  душу  и  «привести  к  движению орудие  его  мышления»[8]. По  убеждению  мыслителя,  в воспитании,  по-новому,  должны  быть  расставлены  приоритеты:  на  первый  план  необходимо  выве-сти  не  ценность  знания,  а  ценность  человека,  для  которого  эти  знания  есть  уни-кальная  возможность  собственного  развития,  т.е.  «школа  для  человека,  а  не  чело-век  для  школы» [8]. 

В соответствие с этим им была выдвинута и обоснована перспективная модель школы, которая включала в себя следующие ценности и приоритеты:

  • Система российского образования  носит демократический характер, в ней должны реализовываться принципы всеобщего бесплатного обязательного образования, необходимо создание сельской начальной школы.
  • Начальная школа должна быть народной, она призвана базироваться на достижениях оригинальной русской  педагогики, которой следует находиться  на уровне лучших достижений мировой педагогической науки и соответствовать потребностям русской жизни (« возникать из русского быта и начинаться с понятий, известных русским людям»).
  • Школа должна быть общеобразовательной  и направленной на осуществление  «системного» образования», учебные дисциплины должны быть взаимно дополнять друг друга, важна «одновременность в преподавании разных наук, чтоб одна объясняла другую» [2, с. 44].
  • Школа должна быть современной и научной, а значит необходимы: проектирование научных знаний на учебный процесс с учётом их эмпирических и теоретических связей в науке; актуализация научного подхода к процессу первоначального обучения; доминирование в содержании образования естественнонаучных и технических знаний[1].

Одоевский-футуролог

Подчеркнем, что всех почитателей и исследователей литературного и педагогического наследия В.Ф. Одоевского особо привлекал его мощный прогностический потенциал. Он предвосхитил развитие многих направлений культуры,  обосновал перспективы прогресса российского образования.

В футурологическом творчестве В.Ф. Одоевского особенно пленяет его социальный оптимизм. В утопии «4338-й год. Петербургские письма», написанной им  в 1838 г, то есть за 2500 лет до описываемых событий, Россия предстает «центром русского полушария и всемирного просвещения», причем «просвещение в ней считается тысячелетиями» и уже распространилось «до низших ступеней» [3].

Характерно, что эти письма из будущего пишет китайский студент, находящийся в  Санкт – Петербурге, своему другу в Пекин. В них Одоевский рисует российское государство, социальная иерархия в котором определяется степенью учености. Правит страной «первый поэт» - государь, глава Российской империи [3]. В составе будущего Правительства России министр философии и  министр изящных искусств. А среди самых уважаемых в государстве людей поэты и философы, а так же «историки первого и второго класса». Сословия определяются не социальным и имущественным статусом, а образованностью  и  сферой профессиональной деятельности. При этом, как подчеркивает футуролог, недавно «государь пришел к мысли соединить ученые сословия не одною ученою, но и гражданскую связью»[3].

Первые сановники государства  «образуются в особенном училище, которое носит название: «Училище государственных людей». Сюда «поступают отличнейшие ученики из всех других заведений, и за развитием их способностей следят с самого раннего возраста. По выдержании строгого экзамена они присутствуют в продолжение нескольких лет при заседаниях Государственного совета, для приобретения нужной опытности; из сего рассадника они поступают прямо на высшие государственные места»[3].

Заключение

В целом, выдающийся гуманист и просветитель В.Ф. Одоевский сформировал  ведущие направления становления и развития гуманистической педагогики в России в последующие эпохи: о связи обучения с жизнью и применении этой теории в образовательной практике; об истинном образовании детей на основе прогрессивных научных знаний; о всестороннем и внимательном изучении психологии детей различного возраста; о развитии внимания, наблюдательности, интереса, познавательной активности и самостоятельности воспитанников на основе разработанных им дидактических принципов (наглядности обучения, своевременности, последовательности, научности, сочетания формального и материального в образовании).

Уникальность личности В.Ф. Одоевского также стала основанием для утверждения образца энциклопедически образованного, нравственно развитого и социально активного человека, педагогическое сознание которого отражало своеобразие времени становления основ отечественного образования и формирования классической педагогики.


Литература

  1. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост., ред., вступ. ст. и примеч. В.Я. Струминского. – М.: Учпедгиз, 1955.- 367 с.
  2. Одоевский  В.Ф. Сочинения: В 2-х т. Т.1. Русские ночи. Статьи. - М.: Художественная литература, 1981.  - 365 с.
  3. Одоевский В.Ф. Записки для моего праправнука.  Повести. Статьи. Письма. Критика  и  воспоминания  современников.  Московские  адреса  /  Сост.,  вступ.  ст.  и  примеч.  В.И.  Сахарова.  –  М.:  Русскiй  мiръ,  2006.  –  512 с. 
  4. Богуславский М.В.Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков. - М.: Изд-во Московского Культурологического лицея, 2002. – 96 с.
  5. Сахаров В.И. О жизни и творениях В.Ф.Одоевского // Одоевский  В.Ф. Сочинения: В 2-х т. Т.1. - М.: Художественная литература, 1981. - С.  5 -28.
  6. Сахаров В.И. Сеятель мыслей. О жизни и творениях В.Ф. Одоевского // Одоевский  В.Ф. Записки для моего праправнука. Повести. Статьи. Письма. Критикаи  воспоминания  современников. Московские  адреса. –  М.:  Русскiй  мiръ,  2006. 
  7. Струминский В.Я. В.Ф. Одоевский и его педагогические идеи // Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1955. - С.5 -58.
  8. Сулим Н.Н. В.Ф. Одоевский о становлении духовно-нравственной личности в условиях междисциплинарной интеграции // Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной заочной научной конференции. – Пермь, 2011.

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum