Volume: 9, Issue: 2

30/09/2017

Укрепление сотрудничества педагога и родителей учащихся как фактор повышения их активности и успеваемости: Что это означает для учителя неполной средней школы
Рейд, Кармэн [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие, образование, дети, для которых английский язык не родной; домашняя работа школьников, взаимодействие между учителем и родителями, Сомали.

АННОТАЦИЯ: Сегодняшних учителей ожидают многочисленные трудности. Мы работаем с разными учащимися и их родителями. Наша задача как педагогов – приветствовать эти различия и использовать их в целях улучшения атмосферы в классе. В конце концов, мы должны сосредоточиться на самом лучшем в нашей практике, чтобы организовать для наших школьников обучение, которое будет мотивированным и актуальным в плане содержания. Проведенный обзор литературы ясно продемонстрировал, что учителя способны значительно повысить уровень активности и академической успеваемости учащихся, если начнут с лучшего знакомства с ними и их семьями и установят систематическое взаимодействие с их родителями.


В школе 21 века учителей ожидают многочисленные трудности. Каждый наш ученик уникален. Дети приходят из разных культур, растут в разных семьях, по-разному относятся к образованию. Мы, педагоги, должны учитывать все эти различия и находить способ использовать их, чтобы улучшить учебную среду. Л.Н. Толстой писал: «Наилучший учитель будет тот, у которого сейчас под рукою готово разъяснение того, что остановило ученика. Разъяснения эти дают учителю знание наибольшего числа метод, способность придумывать новые методы и главное – не следование одной методе, а убеждение в том, что все методы односторонни и что наилучшая метода была бы та, которая отвечала бы на все возможные затруднения, встречаемые учеником, т.е. не метода, а искусство и талант» (Tolstoy, 2000).

Работа учителя заключается в поддержании безопасной среды, которая мотивирует обучение в течение всей жизни, будь то в стенах класса или под яблоней, подобно выдающемуся русскому писателю 19-го века и прогрессивному реформатору в области народного просвещения Льву Николаевичу Толстому.  Мы должны находить способы помочь ребенку в учебе и в создании поддерживающей образовательной среды. Толстой предлагал относиться к преподаванию как к искусству – подвижному телу, из которого мы лепим то, что нам надо. Несмотря на различия между нами и нашими учениками, я полностью согласна с тем, что методика преподавания хорошего учителя находится в постоянном развитии, чтобы мы могли удовлетворить потребности детей по мере их возникновения.

Я преподаю в частной неполной средней школе (middle school), в которой учатся высокомотивированные школьники, которые по-настоящему много готовы трудиться, чтобы достигнуть хороших результатов в учебе. Однако, недавно проведенные тесты (MeasuresofAcademicProgress®, MAP®) показали необходимость повышения качества преподавания предметов естественнонаучного цикла в моем 7-м классе. В отличие от других дисциплин, занятия по естествознанию в моем классе характеризуются невысокой активностью учащихся и плохим качеством выполнения домашних заданий. Некоторые ученики – дети преподавателей нашей школы, которые хорошо знают друг друга и потому чувствуют себя «слишком комфортно» на занятиях. Кроме того, в классе есть ряд новых учащихся, выходцев из Сомали, только начавших изучение английского языка. Вот почему порой кажется, что проблем слишком много. Тогда важно сделать шаг назад и решать трудности по мере поступления. Т.к. некоторые учащиеся характеризуются низкой активностью на уроке и плохой успеваемостью, я решила посвятить эту статью проблемам взаимодействия учителя и родителей учащихся и влияния этого сотрудничества на активность и успеваемость школьников.   

Обзор литературы

Обзор литературы показывает, что более тесное общение учителя с родителями положительно сказывается на результатах учебы школьников. Кроме того, в публикациях отмечается, что постоянное и тщательное выполнение домашних заданий выступает в качестве показателя успеваемости учащихся. Я проанализирую названные области более детально, чтобы понять, как улучшить собственную практику обучения. Как уже говорилось, значительная часть учащихся моего класса – выходцы из Сомали. Вот почему часть моего исследования была посвящена эффективному взаимодействию с этими школьниками и их семьями. Я узнала, что в культуре Сомали педагог для учащихся – это практически как мать для ребенка, то есть другими словами, учитель – это второй родитель (Ali, 2011). Все это накладывает действительно высокие ожидания на нас, педагогов, требуя знакомства с ценностями и убеждениями всех наших учащихся, чтобы соответствовать высокой роли «вторых» родителей.

Взаимодействие учителя и родителей

Многочисленные исследования показывают, что прочная связь родителей со школой приводит к повышению успеваемости учащихся. «Персонал школы часто недооценивает желание родителей участвовать в жизни школы и часто находит неожиданно более активный отклик, когда инициируются усилия по установлению двустороннего взаимодействия учителей и родителей» (Editor of American Teacher, 2013). Ученые  указывают на то, что такое взаимодействие играет важную роль в определении уровня активности учащихся в школьной жизни (Kraft, 2013). В свою очередь обзор литературы наглядно продемонстрировал, что общение учителя с родителями повышает школьную активность учащихся. Любопытно, что по данным Национального центра образовательной статистики США (National Household Education Surveys Program) за 2007 год только 54% родителей получили ежегодное письмо или электронное сообщение от учителей об успеваемости их детей, и менее половины всех семей с детьми школьного возраста подтвердили, что им порой звонят из школы, где учатся их дети (Herrold, 2008). Понимая, что взаимодействие учителя с родителями является эффективным методом повышения академической активности учащихся (Marzano, 2010, с.71), я намереваюсь внедрить эту практику во благо моих учеников.

Выполнение домашних заданий

Признавая, что спор о необходимости и пользе домашних заданий все еще продолжается, в целях данной статьи я рассмотрю обстоятельства, мешающие активности учащихся на занятии, а также препятствующие выполнению домашних заданий и установлению взаимодействия учитель-родитель. Проанализировав современные публикации по данной теме, я пришла к выводу, что учащиеся, выполняющие домашние задания, чтобы лучше усвоить материал урока, демонстрируют значительно более высокий уровень учебных достижений, особенно на средней ступени обучения в школе (Bas, 2017). Конечно, необходимость домашней работы объясняется многими причинами. Однако, как показывает мой собственный опыт работы с учениками, я задаю детям домашние задания только потому, что это непосредственно связано с решением наших учебных задач. «Годы исследований показали в целом положительное влияние домашних заданий на успеваемость учащихся» (Marzano, 2010, с.70). Особенно показателен тот факт, что, чем старше ученики, тем теснее связь между успешным выполнением домашних заданий и более высоким средним академическим баллом (Bas, 2017). Многие, особенно естественнонаучные, дисциплины, успеваемость в которых сильно зависит от предшествующих знаний, требуют от учащихся ответственного отношения к выполнению заданной на дом работы. Поддержка самостоятельной работы детей среднего школьного возраста их родителями способствует более высокому академическому успеху в старших классах, так как это позволяет школьникам сформировать способность к самодисциплине и умения учиться самостоятельно (Milgrim, 1999).

Поддержка детей, для которых английский не является родным языком

Исследования показывают, что сохранение и активное использование родного языка помогают в овладении иностранным. Способность сохранить родной язык в процессе овладения иностранным языком оказывает положительное влияние на академическую успеваемость и интеллектуальное развитие учащихся (Kruizenga, 2010). Помимо этого, дети, свободно владеющие своим родным языком, обладают более сильным чувством принадлежности к своей культуре и более сформированной культурной идентичностью. А это в свою очередь сказывается на их уверенности и самостоятельности в школе (Husom, 2009). Потеря родного языка ограничивает семейные связи, передачу ценностей и силу родительского влияния на ребенка. Как отмечает Мулки Али, некоторые ученые называют язык самым сокровенным из того, чем владеет человек (Mulki Ali, 2011). Родной язык в значительной мере помогает нам понять, кто мы такие. Продолжая, Али указывает, что родной язык гораздо ближе нам и естественнее, чем второй язык. Семейные узы, особенно взаимоотношения с родителями, рушатся, когда теряется первый язык. Как педагоги, мы должны поддерживать наших детей, изучающих английский как второй язык, продолжать говорить дома на своем родном языке, так как это, в конечном счете, положительно сказывается на семейных взаимоотношениях и учебных успехах (Walick, 2015). Педагоги призваны твердо отстаивать эту точку зрения.

Тереза Круизенга (Teresa Kruizenga, 2010) обращает наше внимание на одну из проблем, возникающих для педагогов, которые работают со школьниками из семей иммигрантов. По ее мнению, подобные дети находятся в группе наибольшего риска, что заставляет учителей предпринимать особые усилия, чтобы помогать им. Как уже указывалось, когда родной язык утерян, разрушается взаимодействие в семье. В результате, молодые люди теряют идентичность и поддержку. Педагоги в Канаде с помощью учителей-билингвов решают вопрос о том, как компенсировать потерю родного языка. Несколько исследований продемонстрировали первоначальное ухудшение учебных достижений у тех учащихся, которые не говорят на родном языке их родителей. Хотя эти школьники владеют только английским, им, по сравнению со своими сверстниками, сложнее дается чтение. Однако, если во время уроков учащиеся сомалийского происхождения работают в паре с учащимися такой же этнической группы, их академическая успеваемость растет в геометрической прогрессии. Даже хотя эти подростки родились в США и говорят только на английском, овладевая сомалийским языком благодаря общению со своими сверстниками, они успешно научились читать и писать как на сомалийском, так и на английском языках (Kruizenga, 2010). Еще раз повторю, что педагогам важно быть в контакте со своими сомалийскими учащимися и членами их семей, чтобы обеспечить и укрепить реальную между их предшествующими и новыми знаниями. Способность говорить, читать и писать на родном языке формирует подлинное интеллектуальное превосходство, которое в противном случае недоступно. 

Выводы

Проведя обзор современной литературы по вопросам взаимодействия учителя с родителями учащихся, выполнения домашних заданий и учебных успехов школьников, изучающих английский язык (в частности, сомалийских иммигрантов), я пришла к следующим выводам. Один из основных способов, с помощью которых мы, учителя, можем повысить академическую успеваемость и развить эмоциональную сферу учащихся на уроке, состоит в попытке лучше понять обстоятельства жизни своих учащихся и связанные с ними потребности детей. С помощью этого исследования я постаралась понять, как лучше помочь моим учащимся достичь высоких учебных результатов и подлинного успеха в учении.

На основании этого исследования можно сделать вывод о том, что укрепление взаимодействия учителя с родителями является эффективным способом повысить сознательное отношение учащихся к учению и их интерес к выполнению домашних заданий. Что касается школьников, изучающих английский язык, необходимо приложить особые усилия в установлении тесных связей с родителями. При необходимости здесь можно задействовать переводчиков. В культуре Сомали приоритет отдается устному общению, поэтому телефонные разговоры и непосредственное общение гораздо более эффективны, нежели общение письменное. Что же касается семей школьников, для которых английский не является родным языком, важно не использовать самих учащихся в роли переводчиков, чтобы не нарушать привычный способ общения внутри таких семей, общения, основанного на уважении и обращении к соответствующему источнику. В заключение отметим, что более тесное взаимодействие учителя с родителями учащихся, а также стремление педагога лучше узнать своих учеников, их жизненные и семейные обстоятельства, создают прочную основу для повышения их активности в обучении. Если мы научимся находить время, чтобы лучше понять наших учеников, мы сможем по-настоящему поддержать их на пути к продолжению образования (Kapteijns 2016). Как однажды сказал Лев Николаевич Толстой: «Если образование хорошее, то оно пробудит в ребенке жажду к знаниям» (Simmons, 1968). В конечном итоге, это именно то, чего мы стремимся добиться – сформировать в наших учащихся интеллектуальное любопытство и жажду знаний.


Литература

  1. Ali, M., Franklin, K., & Harvey, K. (2011). Teaching Somali Immigrant Children: Resources    for Students Success [Teacher Resource]. The Alberta Teachers Association, Alberta, Canada. Canadian Multicultural Education Foundation
  2. Bas, G. (2017). Homework and academic achievement: A meta-analytic review of research. Issues in Educational Research, 27, 31-50.
  3. Herrold, K., O’Donnell, K., & National Center for Education Statistics. (2008). Parent and family involvement in education, 2006–07 school year, from the national household education surveys program of 2007. First Look (NCES 2008–050). Washington, DC: National Center for Education Statistics.
  4. Husom, G. (2009). Raising Muslim Adolescents: Somali Parents perceived challenges in raising their children in the public schools (Unpublished master's thesis). Hamline University.
  5. Kraft, M. A., & Dougherty, S. M. (2013). The Effect of Teacher–Family Communication on Student Engagement: Evidence From a Randomized Field Experiment. Journal of Research on Educational Effectiveness, 6(3), 199-222.
  6. Kruizenga, T. M. (2010). Teaching Somali Children: What Perceived Challenges Do Somali Students Face in the Public School System? International Journal of Education, 2(1). doi:10.5296/ije.v2i1.334
  7. Marzano, R. J. (2010). The art and science of teaching: a comprehensive framework for effective instruction. Alexandria, Va: Association for Supervision and Curriculum Development.
  8. Simmons , E. J. (1968). Introduction To Tolstoy's Writings. The University of Chicago Press.
  9. Teacher-parent communication boosts homework completion. (2013). American Teacher, 97(4), 7-9.
  10. Tolstoy, L. N., & Blaisdell, R. (2000). Tolstoy as teacher: Leo Tolstoys writings on education. New York: Teachers & Writers Collaborative.
  11. Walick, C. M., & Sullivan, A. L. (2015). Educating Somali Immigrant and Refugee Students: A Review of Cultural-Historical Issues and Related Psychoeducational Supports. Journal of Applied School Psychology, 31(4), 347-368. doi:10.1080/15377903.2015.1056921

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum