Volume: 9, Issue: 2

30/09/2017

Сухомлинский и холистическое образование в государственных школах
Гинтер-Хатт, Кэйтлин [about]

Ключевые слова: Сухомлинский, холистическое образование, философия образования,  школа радости.

АННОТАЦИЯ:  В статье рассказывается о деятельности Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970), известного советского педагога и философа образования, который на практике осуществлял холистическое образование. Поставлена задача не только раскрыть ключевые идеи педагогики Сухомлинского, но и показать, как сегодняшние учителя могут применять их на практике. Сухомлинский верил в пять основных компонентов образования: физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, умственное воспитание и трудовое воспитание. В силу множества ограничений в учебном плане и требований к практике его осуществления холистическое образование часто остается забытым. Однако же педагоги вполне могли бы использовать идеи «школы радости» Сухомлинского в сегодняшних школах, стараясь лучше узнать внутренний мир своих учеников, вывести обучение за пределы классных комнат и до минимума сократить наказания. Обучать по Сухомлинскому, то есть обучать, ориентируясь на личность ребенка – таков главный урок, который американские учителя могут вынести из педагогики Сухомлинского.


Давайте войдем в сказочный дворец детства с горячим детским сердцем в груди, с сердцем, которое бьется в унисон жизни ребенка, и с мыслью, что я тоже был ребенком. Дети начнут доверять вам, когда почувствуют, что вы понимаете эту простейшую и в то же время мудрую истину. Ребенок есть ребенок

(Sukhomlinsky & Cockerill, 2016a, с. 224)

Василий Александрович Сухомлинский  (1918-1970) известен как «наиболее влиятельный советский педагог послевоенного периода» (Cockerill, 2011, 198). Он работал сначала учителем, а затем в течение последних 23 лет жизни директором сельской школы, широко известной как «школа радости». Эта школа действительно была ориентирована на обеспечение радости детства, на упрочение уверенности в своих силах и уважение детей, позитивные интеллектуальные отношения между учителями и учащимися, а также на нравственное и ценностное воспитание (Papadopoulou, 2008, с.1). Сухомлинский твердо верил в необходимость холистического образования и обучения ценностям. В обучении он связывал физическое, нравственное, эстетическое, умственное воспитание и профессиональную подготовку с практической тренировкой в полезной обществу работе (Cockerill, 2011). Его философия обучения получила название «холистическое образование», то есть иными словами, обучение, нацеленное на всего ребенка, а не только на развитие его интеллекта. Сухомлинский верил, что «детей надо обучать и воспитывать в духе уважения прав человека, заботы об окружающей среде и любви к своей родине и семье» (Papadopoulou, 2008, с.1). В течение совсем недолгой жизни Сухомлинский написал более 500 научных статей, 40 книг, и множество статей в журналы и газеты. Все они или были переведены на другие языки, или находятся в процессе перевода. Их читают и высоко оценивают оставленное ученым-педагогом наследие (Cockerill, 2016).

Начав изучать Сухомлинского, я очень быстро прониклась его идеями в отношении воспитания каждого ребенка целостно. Понятно, что есть множество других мыслителей со сходными идеями, но Сухомлинский в определенном смысле уникален, так как он действительно верил, писал и действовал на основе собственной философии образования. Эта философия и холистическое образование чрезвычайно важны для педагогического сообщества сегодня, поскольку введение множества академических стандартов, постоянное давление на учителя в смысле обучения в соответствии со стандартами затемняют, а во многих случаях просто полностью уничтожают присутствие холистического образования в классе. С одной стороны, требования к результатам обучения по стандартам повышаются, а с другой, главной проблемой во время урока остается дисциплина. Мне же кажется, что если мы начнем осуществлять подлинно холистическое образование, то добьемся и лучших учебных результатов, и лучшего поведения. Сухомлинский призывал к тому, чтобы люди понимали истинную ценность труда, усилий и решимости в достижении поставленных целей. Выясняется, что обучая выделенным им ценностям в условиях радостного и интересного окружения, обучение начинает доставлять удовольствие, вызывает больший интерес у учеников, сводит на нет негативное поведение и способствует повышению успеваемости. Понятно, что в определенной степени эти выводы умозрительны, так как не проводилось длительных исследований последующей жизни и деятельности выпускников школы Сухомлинского, и тем не менее, есть множество данных, указывающих на реальные преимущества обучения в условиях холистического образования. 

Универсальные ценности в образовании

Сухомлинский одним из первых среди педагогов поднял вопрос о необходимости обучения ценностям и морали в условиях школы. Он отмечал, что «образование представляет собой первую, главную и постоянную духовную связь между учителем и учеником» (Sukhomlinsky & Cockerill, 2016a, с. 265). Многие исследователи утверждают, что ценностное воспитание есть «существенная часть образовательного процесса в школе» (Cockerill, 2011, с. 198). Формирование таких ключевых универсальных ценностей как эмпатия и независимое мышление  формируются в ребёнке в школьные годы. В этом процессе участвуют разные факторы – учитель, учащиеся, семья и общественность. Все они формируют ребенка с присущим ему здоровьем и ценностями (Cockerill, 2011). Сухомлинский писал, что «без нравственной целостности все остальное теряет смысл» (Cockerill, 2011, с. 200). Наиболее важными аспектами холистического подхода к образованию является «преобладание универсальных человеческих ценностей» и «обеспечение свободного развития личности» (Papadopoulou, 2008, с. 1). Сухомлинский интегрировал универсальные нормы в обучение в начальной школе, тем самым формируя нравственные ценности у учащихся. Пять главных постулатов обобщённо представляют его философию холистического образования:  физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, умственное воспитание и трудовое обучение.

Физическое воспитание

Сухомлинский считал одной из «самых главных задач» физическое воспитание и заботу о здоровье своих учащихся. Он верил в то, что педагоги должны знать особенности здоровья каждого ученика, чтобы наилучшим образом его обучать (Sukhomlinsky & Cockerill, 2016b). Педагоги внимательно отслеживали, как учащиеся проводят свое время, занимаются ли они физическими упражнениями, как питаются и соблюдают ли гигиенические нормы. Наиболее сложные предметы преподавались в утренние часы, и у школьников была масса возможностей дышать воздухом, находясь вне стен школы. Учеников приучали к необходимости  постоянно заботиться о своем здоровье (The Holistic Educator).

Нравственное воспитание

Сухомлинский верил в то, что учащиеся должны развиваться нравственно в процессе соответствующих видов деятельности (The Holistic Educator). Включаясь в действия, направленные на защиту окружающей среды, помощь в семье, престарелым и сверстникам, школьники становились поистине заботливыми и учились, как проявлять сочувствие и эмпатию по отношению к окружающим. Кокриль кратко формулирует основы нравственного воспитания по Сухомлинскому следующим образом: 

  1. Никогда не забывайте, что вы живете среди людей. Ведите себя так, чтобы не навредить окружающим.
  2. Будьте благодарны другим людям за все хорошее, что вас окружает. Отвечайте добротой на доброту.
  3. Достойная жизнь невозможна без работы.
  4. Будьте добрыми и помогайте людям, нуждающимся в помощи. Уважайте и почитайте своих отца и мать.
  5. Не проходите мимо зла. Активно противодействуйте ему  (Cockerill, 2011, с. 200).

Детей всячески подвигали делать добро и способствовали формированию сензитивности на индивидуальном уровне. Сухомлинский стремился научить детей способности инстинктивно помогать всем, кто нуждается в помощи – людям, животным и растениям. Он хотел сформировать у детей нравственную установку, сделать стремление помогать естественным.

Эстетическое воспитание

Важнейшим аспектом философии Сухомлинского является взаимосвязь ребенка с природой. Сухомлинский включал детей в разного рода деятельность, направленную на заботу о деревьях, подвязку сломанных веток и изучение других тонкостей в проявлении заботы о растительном мире. В дошкольной группе, которую Сухомлинский открыл при школе, дети проводили практически весь год вне пределов школьного здания, знакомясь с окружающей их природой. Он свято верил в то, что дети должны находиться в природе как можно больше, и именно это позволит им как можно лучше полюбить красоту природы и находить ассоциации в обучении с образами, увиденными в реках, полях и лесах  (The Holistic Educator, n.d.).

Умственное воспитание

Сухомлинский верил в возможность обучения без наказаний и в то, что ребенка можно воспитать, делая только хорошее для него. Образование вовсе не означает одновременно и наказания, которое, по мысли Сухомлинского, наносит ущерб психике ребенка, а это в свою очередь мешает эффективности обучения  (Papadopoulou, 2008, с. 3). Школа должна наполнять ребенка радостью, дарить ему счастье открытий и формировать глубокий и устойчивый интерес к новому знанию. Сухомлинский был убежден, что сформировать интерес к учебе можно скорее созданием успеха в обучении, нежели попыткой к постоянному развлечению на занятиях. Он считал, что тот момент, когда дети осмыслят новое явление, поймут суть какой-то  концепции и преодолеют все трудности на пути постижения этого нового доставит им подлинную радость и более того, поощрит к еще более глубокому осмыслению учебного материала (Papadopoulou, 2008). Педагог отстаивал необходимость широкого использования наглядности в объяснении новых понятий, утверждая, что именно так идеи и понятия легче запоминаются (The Holistic Educator).

Трудовое воспитание

Учащихся всячески поощряли к поиску дела или способности, где они могли бы оказаться на подлинной высоте, Сухомлинский называл это поиском своей «золотой жилы». Чтобы найти эту жилу требовалось найти оптимальный уровень креативности, присущий ученику, а затем поощрять ребенка к успеху в выбранной сфере. Педагог постоянно стремился к развитию естественной любознательности детей и отмечал легкость, с которой дети способны учиться, когда учеба «связана с игрой и, что еще более важно, никто не заявляет, что если они не выучат уроки, им будет хуже» (Sukhomlinsky & Cockerill, 2016b, с. 89-90). Сухомлинский был убеждён, что дети наиболее успешны в той области, где они наделены подлинным талантом (The Holistic Educator). В помещенном на YouTube видео “Урок Сухомлинского” можно увидеть Сухомлинского и услышать, как он на самом деле работал с учащимися. В его педагогической манере присутствуют проблемные вопросы, задавая которые он поощрял детей думать и ставить новые вопросы по мере знакомства с новым материалом. В конце такого урока ученики не только узнают новое, но и преисполнены любопытства и готовности задавать следующие вопросы. Урок заканчивается, а дети не торопятся уходить в надежде узнать что-то новое новые открытия. Вот таким было обучение по Сухомлинскому, о котором он писал и которое пропагандировал – практико-ориентированным, детоцентрированным, основанным на естественной любознательности детей.

Ценностное воспитание в государственных школах

Знакомство с творчеством Сухомлинского заставляет задуматься о реалиях современного образования. Закончив чтение его книг, я составила для себя множество вопросов о возможности применения его методики в школах нашей страны. Мне кажется, это именно то, к чему Сухомлинский стремился – поощрять педагогов к размышлению. Реалистически оценивая возможности холистического образования и его применения в наших сегодняшних школ, я вижу множество вариантов использования идей и методики Сухомлинского.

Во-первых, учителям предстоит научиться глубоко осмысливать внутренний мир своих учащихся и поддерживать все самое позитивное в них  (Papadopoulou, 2008, с. 8). Относясь к детям по-человечески, тратя собственное время на подлинное знакомство с ними и их семьями позволяет нам, педагогам, продемонстрировать любовь и заботу о каждом ученике. В классе, полном любви, детям легче и спокойнее учиться. Учителю также стоит время от времени появляться на уроках физкультуры и в столовой во время ланча, чтобы наблюдая за поведением детей в иной обстановке лучше понять их и особенности их здоровья. Педагогам также очень важно установить прямой контакт с семьями и чаще общаться с ними. Зная особенности семьи ребенка, организацию его досуга и быта в семье позволит наилучшим образом поддержать ребенка в условиях школы.

Во-вторых, учителя могут усилить роль природы в воспитании и образовании учащихся (Papadopoulou, 2008, с. 8). Обучение на свежем воздухе позволит детям больше ценить окружающую природу и поможет расширению возможностей эстетического воспитания. Начать стоит с определения того, какие конкретно уроки можно проводить вне стен школы. Педагоги, например, могут читать книжки вслух, находясь где-то в поле, а учащиеся – исследовать растения и насекомых, а потом готовить отчет о проделанной работе, а еще можно обучать математике в процессе активных математических игр на свежем воздухе. Я вижу множество преимуществ обучения детей в непосредственной близости к природе. Такое обучение более эстетично и направлено на формирование заботливости в отношении окружающего мира.

Наконец, учителям предстоит резко сократить число наказаний и озадачиться преумножением радости в обучении. Испытывая позитивные чувства и поощрение со стороны учителя, ученики начнут лучше относиться к учебе и проявлять более высокий уровень любознательности. В этом смысле очень полезно введение позитивного поведения в общий набор методов воздействия на учеников. Изначально определив и сформулировав желаемые в поведении ценности, а затем поощряя следовать в поведении этим ценностям позволит детям лучше понять и принять суть и необходимость позитивного поведения в классе. Методики научения позитивному поведению могут включать такие ценности как «будь в безопасности», «действуй сознательно» или « выбирай разумные решения».

Названные выше три момента есть лишь начало использования педагогической философии Сухомлинского в наших государственных школах. Лучше познав внутренний мир своих учеников, выходя с ними в природу, излучая радость и в то же время доставляя детям как можно больше радости, учителя смогу действительно использовать принципы холистического образования в школе и адаптировать их по мере необходимости.

Выводы

Учителя, несомненно, выигрывают, придерживаясь философии холистического образования. Вряд ли можно ограничиваться только образованием интеллекта.  «Когда образование ориентировано только на интеллектуальное развитие и превозносит его в ущерб нравственному и физическому развитию, то в результате получится безнравственный, физически слабый гений. Одностороннее развитие есть отклонение от развития нормального человека» (Gutek, 1995, с. 230-231). Сухомлинский искренне верил в правоту данного суждения, и всю жизнь обучал детей, придерживаясь именно этой философии. Современным педагогам стоит почитать его работы и попытаться осмыслить, как его идеи можно использовать в наших государственных школах. Осуществляя физическое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание и образование в единстве с трудовым воспитанием можно действительно сформировать гармонично развитую, а не однобокую личность.

В заключение хочу напомнить и себе, и читателям слова Сухомлинского «Ребенок остается ребенком» (Sukhomlinsky & Cockerill, 2016a, с. 224). Каждый ребенок – это не набор тестов и отчетной документов о результатах, и не формализованная часть нашей трудовой деятельности. Каждый ребенок всегда необычен и уникален, и каждый заслуживает, чтобы учитель узнал и полюбил его, и чтобы обучение строилось на высоком уровне признания детского интереса и любознательности.   


Литература

  1. Cockerill, A. (2011). Values education in the Soviet State: The lasting contribution of V.A. Sukhomlinsky. International Journal of Educational Research,50, 198-204. doi:10.1016/j.ijer.2011.07.005
  2. Cockerill, A. (2016, October 03). Vasily Sukhomlinsky: The teacher who changed the world. Retrieved August 17, 2017, from http://www.abc.net.au/radionational/programs/conversations/vasily-sukhomlinsky-educating-the-heart/7878410
  3. Gutek, G. L. (1995). A history of the Western educational experience. Prospect Heights, IL: Waveland Press.
  4. Papadopoulou, E. (2008). The humanitarian pedagogy of Sukhomlinsky and the application of his ideas in preschool education. International Views of Early Childhood Education,1-9.
  5. Sukhomlinsky, V. A., & Cockerill, A. (2016a). My heart I give to children. [Kindle].
  6. Sukhomlinsky, V. A., & Cockerill, A. (2016b). The school of joy. [PDF].
  7. Sukhomlinsky Lesson. (2015, June 24). Retrieved August 17, 2017, from https://www.youtube.com/watch?v=eCksMOPYzas
  8. The Holistic Educator. (n.d.). Vasily Sukhomlinsky (1918-1970). Retrieved August 17, 2017, from http://theholisticeducator.com/sukhomlinsky/

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum