Volume: 9, Issue: 2

30/09/2017

Рецензия на книгу: «От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы» /С.Д. Поляков; предисл. А.Г. Асмолов. М.: Федеральный институт развития образования, 2016.
Максакова В.И. [about] , Радионова Н.Ф. [about]

В прошлом, 2016 году, Федеральный институт развития образования выпустил в свет новую книгу Сергея Даниловича Полякова «От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы». Этот автор хорошо знаком читателям, интересующимся вопросами воспитания детей, совершенствования работы школы и т.д. Его произведения всегда обращены к самосознанию педагогов, поддерживают их гуманистическую направленность и стремление к профессиональному совершенствованию. В публикациях Полякова педагогика предстаёт как живая, современная, сложная реальность, а сам автор  – как умудрённый оптимист, умеющий интересно рассказывать, глубоко рассуждать об этой реальности. При этом Сергей Данилович позиционирует себя как последователя научной школы Людмилы Ивановны Новиковой, которая долгие годы была сосредоточена на анализе проблем воспитания личности ребёнка в коллективах разного типа.   Позиции, утверждения, постулаты, выдвинутые и отстаиваемые этой школой, возникали в процессе интеграции философского, педагогического и психологического знания о предмете исследования и объективного анализа современных научных теорий и конкретной новаторской практики. Этот подход органичен для Полякова и как исследователя, и как автора научных публикаций.  В этом отношении новая книга– не исключение: всё вышеперечисленное характерно и для неё.

На этот раз читателю предлагается «комплекс научных и научно художественных очерков, которые в своей совокупности раскрывают видение  ученым прошлого, настоящего и будущего российской школы» ( с. 7)  и выявляют ресурсы развития отечественного образования.

Исследовательская позиция автора достаточно четко и определенно изложена в разделах «От автора» и «Преамбула» и характеризуется:

  • направленностью на рассмотрение российской школы в "контексте меняющегося мира, меняющихся социальных и культурных условий" (с. 6);
  • пониманием социокультурной ситуации развития ребенка как специфической ситуации, отличающей один возраст от другого, выражающей отношение между ребенком и социальной действительностью,  выполняющей функции взросления  и отражающейся в переживаниях и совместной деятельности ребенка (с. 14 );
  • различением социокультурной ситуации развития ребенка и социокультурного контекста этой ситуации (с.17);
  • стремлением анализировать механизмы проникновения культурного и социокультурного компонентов в образование  на разных уровнях ( система образования страны, образовательная организация, ситуация непосредственного взаимодействия педагогов и детей) (c. 17-26);
  • попыткой всестороннего рассмотрения взаимосвязи психологической науки и педагогической практики как  резерва влияния на развитие образования (с. 26-35);
  • глубоким пониманием социокультурных вызовов школе, каналов и агентов этих вызовов (с. 36-44);
  • обоснованностью выделения этапов изменения российской школы (1975-2009 -  прошлое; 2010-2021 - настоящее; 2022-2035 - будущее);
  • смелостью предложений, связанных со сценариями развития отечественной школы (с. 148-150).

В первой части книги, обращаясь к системе советского воспитания, С.Д. Поляков размышляет о том, какого наследия следует опасаться, что в нём  является дискуссионным, а что стоило бы вернуть и сохранить в будущем. Он обращает внимание читателя на такие ценности, как реализация себя, добровольность участия в  социальных акциях, коллективное единство и совместное творчество, забота об окружающих людях. Эти ценности были характерны для наиболее эффективных воспитательных систем прошлого и кажутся автору (что представляется весьма справедливым) актуальными для полноценного развития и современных детей.

Во второй части ("Настоящее") представлены три самостоятельных, но внутренне связанных очерка: "Массовый педагог", " Сценарии 2009 года"  и " О новых технологиях воспитания".  Организованное автором многостороннее (с позиции учителей, учащихся и учёных-наблюдателей) исследование сознания педагогов-практиков и методов их деятельности выявило достаточно тревожный факт установки большинства учителей на пассивную позицию учеников, поддержки именно этой позиции. Эта установка противоречит и ряду возникших в современном российском среднем образовании тенденций поддержки активности детей,  и новым технологиям воспитания, и сделанным в 1997, 2000, 2008, 2011 гг. прогнозам развития отечественной школы. Анализ того и другого позволяет автору предложить три собственных сценария дальнейшего развития российского среднего общего образования на ближайшие 5-10 лет: инновационный радикальный, инновационный консервативный, " меж двух огней".

Наконец, в третьей части книги ("От настоящего к будущему") С.Д. Поляков размышляет о перспективах социального воспитания в нашей стране и предлагает разные сценарии развития школы на 2016-2035 годы: арьергардный, синергийный, авангардный, контркультурный и  "стихизации". Для этого выделяются технологические и экономические основания социокультурных трансформаций ближайших 20 лет; характеризуются культурные, социальные, политические и психологические последствия трансформаций, и наконец, обозначаются  новые вызовы, задачи педагогической деятельности.

Анализируя разнообразные механизмы, ситуации, контексты, компоненты, условия, характеризующие российскую школу вчера и  сегодня,  завтрашние перспективы и сценарии, автор постоянно подчёркивает: образование  (дошкольное, школьное, дополнительное) существует, прежде всего,  для ребёнка. При этом ребёнок для С.Д. Полякова – развивающийся человек, целостная система, индивидуальность, в которой равнозначны и телесные, и психологические, и социальные особенности. Наибольший интерес для автора представляет социальное воспитание как смысл и цель образования и те технологии, которые позволяют создать такую детско-взрослую общность, в которой происходит взаимодействие, сотрудничество, «узнавание и понимание» людей, обладающих различными индивидуальными особенностями, людей разного возраста, разного жизненного опыта, разных ценностных ориентаций и пр. Он доказывает объективную историко-культурную значимость таких общностей, проецирует её в будущее.

Культура – еще одно важное понятие, рассмотренное в книге. Традиция рассматривать культуру как пространство, средство и условие воспитания давно существует в науке (См.: Педагогическую антропологию).  В данном случае интересен анализ взаимосвязи консервативной и инновационной функций культуры как фактора, во многом определяющего сохранение традиций образования и инновационные процессы в нём.  

Книга С. Д. Полякова адресована  широкому кругу читателей, в чем состоит ее явное достоинство. Ученые увидят в этой книге множество вопросов, ответы на которые  могут существенно продвинуть и развитие образовательной практики, и психолого-педагогической науки. Так, автор утверждает, что школа меняется под влиянием социокультурных процессов. А может ли (и должна ли) школа сама влиять на эти процессы? Подробно рассмотрено, как меняется социокультурная ситуация развития детей. А что происходит с учителями в этой новой ситуации?  Насколько и каким образом учитель может влиять на выбор сценариев дальнейшего развития школы? Каковы границы применения технологий воспитания, возникающих в настоящее время? «Двоемирие», в котором живут современные дети,  не может ли быть позитивным фактором их развития? Список вопросов можно продолжить.

Ученым будет интересна и логика подачи материала. Сначала автор излагает ценностные ориентации своих размышлений,  затем предъявляет результаты многолетних исследований  (теоретических и эмпирических) и, наконец, представляет свое видение процессов, характеризующих изменения в российской школе.  

Книга будет интересна и практикам, так как в ней собран богатый эмпирический  опыт, дающий возможность увидеть многоликость российской школы. Особенно полезными для практиков могут быть:

  • характеристики особенностей современных детей и  педагогического сознания современных педагогов (идеалистического по своей сути);  
  • подробные описания организации конкретных  воспитательных ситуаций и инклюзивного воспитания; 
  • размышления автора о возможных вариантах развития школы и дополнительного образования;
  • обоснование утверждения, что учителю не обязательно специально заниматься воспитательной деятельностью (достаточно быть увлечённым своей наукой и видеть в школьниках своих «сообщников») и пр. 

Таким образом можно утверждать, что книга С.Д. Полякова есть достойный времени труд, достаточно целостно отражающий исследовательскую позицию ученого, который уважительно относится к школе и профессионально размышляет о ее будущем. 

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum