Volume: 9, Issue: 3

27/12/2017

Права ребенка и система школьного образования
Жюльен, Жиль [about]

Ключевые слова: права ребенка, социальная педиатрия, всестороннее развитие, образование, ранимость.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, относящиеся к уважению прав детей, проблемы сотрудничества со школой, а также положительные результаты такого сотрудничества. Отмечается, что права ребенка соблюдаются, если присутствует открытость и сотрудничество всех в согласованном плане действий. Именно благодаря совместной ответственности можно добиться полного раскрытия потенциала ребенка и обеспечить его благополучие.


…В заботе о детях не может быть никаких
оправданий, никаких отговорок
Р.Дж. Эллори

Введение

Идет ли речь о здравоохранении или образовании, на нас лежит коллективная ответственность действовать так, чтобы обеспечить соблюдение прав детей не только в теории, но и на практике. Прежде всего мы должны придерживаться концепции равноправия в повседневной профессиональной деятельности, что позволит гарантировать защиту прав детей, обеспечить их благополучие и способствовать их успеху. Фактически, у нас есть основной инструмент, который можно легко внедрить в ежедневную практику, чтобы добиться подобного равноправия во всестороннем развитии наших детей, это «Конвенция о правах ребенка». Подписанный большинством стран мира, этот документ содержит в себе описание основных потребностей детей и определяющих факторов их здоровья. Статьи Конвенции (в количестве сорока одной) особенно актуальны для тех, кто добивается равноправия и улучшения благополучия детей. Несмотря на то, что Конвенция была ратифицирована в Канаде много лет назад, она часто просто «пылится на полке», нежели используется на практике. Хотя ни у кого не вызывает сомнения ее чрезвычайная актуальность и обоснованность. В действительности, ряд важных социальных проблем непосредственно касаются нарушений Конвенции, и система образования здесь не является исключением.

Например, статья 27 Конвенции указывает, что родители несут ответственность за развитие своих детей и нуждаются в должной помощи для обеспечения благополучия детей и их успеха в школе. Это означает, что родителей нельзя оставлять один на один в решении проблем, связанных с  заботой об их детях. Более того, родители имеют право на всестороннюю поддержку. Однако слишком часто в системе школьного образования родителей просто держат на расстоянии и практически исключают из участия в соответствующем обсуждении. Вот почему родители часто оказываются в ситуации, когда им вручается готовый план педагогически оправданных действий, в обсуждении которых они не принимали никакого участия. Неудивительно, что на деле мы сталкиваемся с трудностями в получении родительского одобрения подобного плана и его реализации.

И все же такое сознательное и хорошо продуманное одобрение является обязательным условием любого плана действий, касающихся ребенка в семье. Школа должна создавать среду, дополняющую усилия семьи и общества. Дети не могут самостоятельно определяться или достигать успеха без слаженной работы всех, кто принимает участие в их судьбе, без уважения к ним со стороны родителей – первых людей, несущих ответственность за их благополучие.

В действительности существует подход, требующий постоянного присутствия и мобилизации сил родителей, от начала и до конца, как для сбора необходимой информации, так и для принятия решений относительно лучшего плана действий, касающихся их ребенка. Более того, этот подход также настаивает на участии самого ребенка, тем самым обеспечивая уважение прав не только родителей, но и ребенка.

1. Социальная педиатрия – подход, приоритетом которого являются права детей. Социальная педиатрия (СП) интегрирует школу в свою практику, так как считает важным задействовать силы «всей деревни» вокруг ребенка, чтобы поддержать его всестороннее развитие и гарантировать полное соблюдение его прав. По сути, эта парадигма прикладной социальной медицины, которая  стремится найти свое место в сообществе и действовать в непосредственной близости к ребенку или в зоне его «ближайшего» окружения. В последние двадцать пять лет этот подход помог достичь большего равноправия в отношении к развитию детей в неблагополучных районах.

Говоря точнее, подход СП заключается в предложении социально незащищенным детям, которые часто оказываются за бортом социальной поддержки, полного спектра комбинированных услуг в своем микрорайоне. Этот процесс начинается с диагноза, поставленного совместно профессионалами широкого круга специальностей. Каждый вносит свой вклад— специалисты местного центра социальной педиатрии, родители и родственники, сотрудники различных органов здравоохранения и социальной защиты, школа, соседи и т.д. Вместе они разрабатывают план действий с ребенком и для него в целях содействия всестороннему развитию ребенка.

Статья 19 Конвенции обращается к профилактике и защите ребенка в более широком смысле. Лучший способ практической реализации положений этой статьи Конвенции на практике – построить «деревню», основываясь на отношениях доверия вокруг ребенка. Местное сообщество должно подключиться к этому процессу и серьезно отнестись к благополучию своих детей. Поставщики услуг из различных организаций должны общаться друг с другом, а школе следует быть в центре этого процесса. Фактически, мы утверждаем, что задача образования детей является общей ответственностью, эпицентром которой становится местная школа.

2. Права ребенка в образовании. В школьном возрасте ребенок развивает способности и приобретает умения, необходимые для успешного обучения в школе. Однако уже в дошкольном возрасте могут возникать преграды в этом процессе, а затем они лишь усилятся и точно не исчезнут сами по себе в течение всего обучения в школе.

В провинции Квебек и, без сомнения, повсюду в Канаде существует большая озабоченность высоким процентом бросивших учебные заведения, особенно в неблагополучных районах. Неудивительно, что процент успешно окончивших учебные заведения катастрофически низок в неблагополучных районах: 30% молодых людей в Квебеке отмечают свое двадцатилетие, не получив аттестат о среднем образовании или диплом колледжа первой ступени. И этот показатель значительно выше среди молодых людей из семей с низкими доходами (Institut de la statistique du Québec, 2014). Существует прямая связь между крайней бедностью и неудачами в области образования. Причины и последствия крайней нищеты включают в себя отсутствие ресурсов, социальную изоляцию, токсичную среду, риск подвергнуться жестокому обращению, отсутствие поддержки, потерю мотивации и малолетнюю преступность. Эти преграды, способные также привести к неудачам в школе, очень часть означают нарушение прав детей. Более того, такие факторы оказывают серьезное влияние на качество жизни и благополучие детей, не говоря уже об общем социальном капитале нашего общества.

Нарушение прав детей и неудачи в школе взаимосвязаны. Следовательно, разве не является самым вопиющей несправедливостью тот факт, что многие дети не обладают навыками, необходимыми для успешного обучения в школе, и что соответствующие условия недоступны всем детям с момента их поступления в школу и до ее окончания?! Фактически, именно так и происходит, и недостаточное предложение общественных услуг не может гарантировать должное действие в направлении соблюдения этого основополагающего права.

3. СП: подход, связывающий друг с другом права детей и образование. В целях достижения консенсуса СП ставит школу в центр своих действий. Уравнение простое: с одной стороны, школа нуждается в помощи в форме юридического и социально-медицинского профессионального опыта, предлагаемого социальной педиатрии. С другой, команда социальной педиатрии нуждается в учителях и иных школьных специалистах (логопедах, психологах, педагогах-психологах и педагогах специального образования), чтобы поставить точный диагноз, реализовать совместный план действий и продолжать осуществлять заявленную деятельность. Это часть формулы успеха.

С первых дней своей практики СП рассматривает школу как неотделимую часть процесса перемен. Пространство для всеобъемлющего обследования, абсолютно доступное пространство для профилактики и место, где ребенку помогают идти по дороге к успеху – это лишь несколько из тех важных ролей, которые играет школа, но только если они не реализуются изолированно.

Внешним участникам далеко не всегда легко наладить успешное партнерство со школами вследствие ряда потенциальных барьеров: закрытая или ограниченная жесткими стандартами система; сложная иерархия, часто не позволяющая  учителям и специалистам выходить за определенные рамки; постоянная нехватка ресурсов; непонятная борьба за полномочия; неспособность вовлечения родителей в школьную жизнь. Спешу порадовать –эти барьеры можно преодолеть и, когда будут налажены доверительные отношения, сила совместной работы подобна свету в конце тоннеля.

Когда дело доходит до соблюдения прав детей, это партнерство является жизненно важным, поскольку внедрение в практику любого коллективного вмешательства требует участия школьного персонала. Когда ребенок испытывает трудности в школе, прежде всего необходимо выявить причины. Они могут включать в себя низкую мотивацию, синдром дефицита внимания, сложности в учении и серьезные эмоциональные проблемы. Кто лучше учителя или школьной администрации может собрать всю необходимую информацию и реализовать коррективные меры в духе сотрудничества с семьей и стремления защищать права ребенка?

Школы направляют детей с широким спектром трудностей в центры СП. Например, когда у детей часто наблюдаются сложности с учебой и поведением, трудности с адаптацией, проблемы здоровья и развития, подозрения на халатное или жестокое отношение к ним, а также конфликты с родителями или родителей между собой. Школа участвует в сопровождении ребенка в плане социальной педиатрии. Учителя, специалисты, педагоги специального образования и даже директор школы становятся активными участниками СП. Мы обмениваемся привилегированной информацией и вместе анализируем все проблемы, факты и риски. Вместе мы формируем исключительно профессиональную команду, которая работает вместе с ребенком и семьей, рассматриваемых в качестве полноправных партнеров.

Наша общая задача состоит в том, чтобы найти лучший способ обеспечить благополучие и успех ребенка. Эта совместная деятельность в дополнение к работе школы позволяет организовать оперативное вмешательство и разрешение сложных вопросов. Основываясь на стремлении действовать в лучших интересах ребенка и членов его семьи, эффективное партнерство строится на работе профессионалов как в школе, так и в Центре СП. Сотрудники школы регулярно посещают Центр СП и наоборот. Это создает основу для сотрудничества и совместной деятельности во благо ребенка.

Развитие совместных проектов позволяет нам предложить больший спектр профилактических и лечебных услуг для детей, особенно детей с особыми потребностями. Хорошим примером может служить программа готовности к школе, инициированная одним школьным директором. Она внедрена в двух районах в целях мониторинга проблем с подготовкой детей к школе в возрасте до четырех лет. Обследование проводилось во время записи в школу за несколько месяца до начала первого учебного года. Это совместное обследование осуществлялось в целях определения трудностей и потребностей детей, а также для составления плана поддержки детей и членов их семей. За несколько недель до начала учебного года такого ребенка приглашали в подготовительный лагерь. Учитель ребенка получал соответствующую информацию и становился партнером программы. В ходе всего учебного года проводился анализ учебной успеваемости ребенка и намечались необходимые коррективные меры. Это хороший пример того, как можно с минимальными финансовыми затратами позитивно влиять на жизнь множества детей.

Мы по-разному сотрудничаем со школами в зависимости от потребности детей и их успеваемости. Это могут быть образовательные летние лагеря, чтобы закрепить полученные в учебном году навыки и умения, а также особая помощь детям, страдающим от болезней, вызванных экологическими факторами (например, наличием плесени в школьных зданиях), помощь в выполнении домашнего задания в помещениях общественных организаций, или специализированная, дополняющая школьную деятельность, образовательная помощь в проекте «Музыкальный гараж» (Garage à musique).

Мы также предлагаем общие диагностические услуги, чтобы поддержать школы с детьми, испытывающими различные трудности и требующими особой помощи. Многие дети в неблагополучных районах страдают от последствий накапливающихся токсичных стрессов или других комплексных проблем. Риск не справиться с учебой или остаться за бортом очень высок, поэтому чрезвычайно важно, быстро распознать причины и начать активно действовать по их устранению. Практика СП является непосредственным ответом на требования Статьи 3 Конвенции о правах ребенка, которая призывает защищать детей и обеспечить их всей необходимой помощью. Иными словами, СП позволяет нам выявить причины трудностей и затем эффективно действовать.

Например, накапливающиеся токсичные стрессы, часто являющиеся результатом плохих жилищных условий, представляют собой проблему, которую можно решить, применяя совместную модель, основанную на общем согласии. В этой связи мы предоставляем поддержку школам, предлагая профессиональный опыт наших педиатров, врачей, социальных работников и юристов в дополнение к онлайн помощи, оказываемой специалистами по арт-терапии, нейрофизиологами, логопедами, физиотерапевтами и детскими психиатрами.

Этот подход также отвечает принципам статьи 3 Конвенции, в которой постулируется, что мы должны защищать детей от любых форм дискриминации. Недостаток ресурсов и недофинансирование, которыми из года в год страдают наши школы, означают, что дети недостаточно защищены в этом плане, несмотря на усилия учителей и школьной администрации.

Например, меня волнует одна проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь в своей ежедневной практике: издевательства подростков над своими же сверстниками. В опыте моей работы как минимум половина всех детей сообщают, что им случалось быть жертвами словесных оскорблений, угроз или физической агрессии, исходящих от одного или более детей. Большинство детей утверждают, что рассказывали взрослым об этой проблеме, но лишь немногие сообщают, что это действительно помогло. Нет сомнения, что это не только проблема самой школы, хотя ее часто связывают со школой, поскольку случаи издевательства подростков над сверстниками наблюдаются именно в школе (часто на школьном дворе), а также по дороге в школу или из нее. Однако, этот вопрос касается всех нас, и действовать надо всем вместе, чтобы бороться с подобным видом дискриминации и соответствующими последствиями, такими как снижение мотивации, социальная изоляция и суицид.

Каждый день в своей клинике я наблюдаю, как нарушаются права детей из-за недостатка помощи и поддержки. Обследования и диагностика поведенческих проблем и трудностей в учении часто запаздывают. Кроме того, наблюдаются неприемлемые задержки в практических мерах. Существует серьезная нехватка ресурсов и технологических инструментов, необходимых для эффективной помощи детям, испытывающим различные трудности. Вот почему центры СП предлагают совместную работу, направленную на изменение такой ситуации в местном сообществе.

Фото 1. Предоставлено фотографом Матье Дисхейз.

4. Социальная педиатрия в действии. Итак, в чем именно заключается работа социальной педиатрии?

Приведем пример. Школа направила десятилетнюю Мелину в Центр СП по причине ее плохого поведения. Девочка пришла со своими родителями, учителем и педагогом-психологом, сопровождающим ее в школе. Также на встрече присутствовал социальный работник, осуществляющий помощь данной семье.

В 2013 г., когда Мелине было 9 лет, в результате плохой успеваемости девочку перевели в специальный класс для детей с проблемами в учении. Испытывая трудности с вниманием и мотивацией, девочка демонстрировала уровень лишь первого класса. Эти проблемы можно было объяснить травмой, связанной с иммиграцией семьи в Канаду. До этого Мелина прошла через долгий опыт насилия, травм и лишений и на себе испытала ужасы войны в своей родной стране, а потому до 2012 г. она не могла регулярно посещать школу. Все эти факторы привели к тому, что девочка постоянно отставала от своих одноклассников.

Наконец, несмотря на то, что Мелина теперь училась в классе, лучше соответствующем ее потребностям, у нее начались проблемы с поведением, заключающиеся в пассивном сопротивлении. Она часто пропускала занятия, приносила в школу какие-нибудь предметы, поддерживающие ее эмоциональное состояние, например, плюшевую игрушку или личный «органайзер». Она искала общения со взрослыми, но не могла адекватно социализироваться с другими детьми, которых она отталкивала, иногда агрессивно, если они становились слишком настойчивыми. Ее мама сообщила, что у девочки также были проблемы с поведением в семье. За несколько дней до встречи Мелина также испытывала трудности со сном, ее посещали мрачные, даже суицидальные мысли. Во всем другом она была готова помочь, быстро осваивала французский язык, с любовью и заботой относилась к своей младшей сестре. Она явно была общительной и не боялась высказывать свое мнение.

Семья девочки иммигрировала в Канаду в 2012 г., когда ей было 6 лет. Мелина пошла в специальный подготовительный класс, чтобы помочь ей адаптироваться и выучить французский язык. На следующий год она пошла в обычный первый класс, и именно тогда появились первые проблемы. Стоит отметить, что семье девочки было очень трудно адаптироваться к жизни в Канаде: им угрожали депортацией. Отец Мелины не имел официальной работы, и семье постоянно не хватало денег. В 2012 г., незадолго до их приезда в Канаду, Мелина и ее семья пережили еще одно трагическое событие: Мелина стала жертвой насилия. Возможно, ее пытался изнасиловать сосед. В то время она стала посещать консультации психолога. 

Физический осмотр не выявил ничего, чтобы вызвало тревогу. Однако Мелина жаловалась на частые головные боли после занятий в школе. Когда ее стали об этом спрашивать, она сказала, что расстроена из-за плохой успеваемости. Навыки чтения оставались на уровне 1-го класса, и ей было сложно объединять слоги в слова. Люди часто говорили, что она «на витает в облаках». Я сам замечал, что она не полностью включалась в общение: отводила глаза и часто не следила за разговором. В то же время казалось, что у Мелины хороший потенциал, она могла следить за обсуждением и иногда даже высказывалась, комментируя или соглашаясь с предложением, которое непосредственно касалось нее. Она проявила значительный интерес к нашим предложениям помочь ей добиться успеха.

Мы все пришли к единому заключению: перед нами девочка-подросток, испытавшая ряд травм — начиная с жестокого насилия в очень раннем возрасте, затем вынужденная и тяжелая иммиграция в Канаду и, в последнее время, подверженность ряду токсичных стрессов, включая нестабильность в семье, тяжелые условия жизни, бедность, социальная изоляция и грубое посягательство на ее физическое здоровье. Помимо всего прочего была несправедливая и необоснованная ситуация с возможным выдворением семьи из страны. Без сомнения, Мелина испытывала большие страдания и не могла учиться в таких обстоятельствах.

Коллектив участников по решению проблемы Мелины выработал план действий, в центре которого стояла помощь девочке и уважение ее прав. Такой план по решению приоритетных вопросов может быть реализован только командой профессионалов с полным участием ребенка и членов ее семьи.

План действий

- Поддерживать развитие многочисленных способностей Мелины, включая рисование, интерес к моде и музыке (по словам девочки, она очень хорошо поет) и ее желание добиться успеха, несмотря на все трудности, с которыми она столкнулась.

- Вовлекать Мелину в развивающую деятельность после школьных занятий, включая индивидуальную поддержку в ее адаптации к новой среде. Найти волонтера, «большого друга», который поможет ей лучше освоиться в местном сообществе и ее городе. «Большой друг» будет также выступать в роли проводника и наставника. Записать ее на курсы для девочек по укреплению своей самооценки в центре СП, а также на мероприятия, предлагаемые нашими партнерами.

- Найти местную семью, которая будет поддерживать дружеские отношения с семьей Мелины, поддерживать ее в ситуации, когда они недавно иммигрировали, но еще не полностью освоились и испытывают большие сложности.

- Провести обследования на предмет возможных физических отклонений. Организовать для Мелины визит к офтальмологу, чтобы выяснить, нет ли у нее проблем со зрением, которые могут вызывать у девочки частые головные боли в школе и во время чтения. Также проверить, не страдает ли девочка синдромом дефицита внимания или же иными отклонениями в учении, например, дислексией.

- Укреплять физиологическое и эмоциональное здоровье Мелины с помощью занятий с нашим музыкальным терапевтом, а также с психологом и педагогом-психологом.

- Поддерживать мотивацию и настойчивость Мелины в школе, адаптируя методы как на уроке, так и вне его.

- Подключить к работе нашу команду юристов, чтобы семья получала всю возможную помощь в целях улучшения их условий жизни и снизить риск депортации.

- Вместе обеспечить достижение Мелиной успеха и продумать действия после окончания разработанного плана мер через регулярное общение со всеми участниками этого совместного проекта.

5. Преодоление возникающих на пути препятствий. В общем, СП помогает нам успешно осуществлять меры вмешательства, чтобы защищать права ребенка и налаживать эффективные связи между здравоохранением, образованием и социальной сферой. Но мы живем в то время, когда роль школы в обществе подвергается большому риску в силу снижения бюджетных ассигнований. Такая экономия влияет даже на физическую среду в школах, и, что наиболее заметно, безопасность школьных зданий.

Например, в районе Ошлага г. Монреаля детей, посещавших три начальные школы недалеко от центра СП, пришлось перевести в другие школы из-за обнаруженной токсичной плесени в школьных зданиях. Теперь учащиеся вынуждены каждое утро ездить в школу на автобусе, поскольку согласившаяся принять их школа находится вне пределов их района. В результате, в конце дня дети приходят домой уставшими.

До того, как эти школы закрылись, нам удалось наладить хорошие отношения с детьми и членами их семей. Два-три раза в день дети проходили мимо Центра СП. Некоторые останавливались, чтобы поздороваться, а некоторые заходили поесть или найти пристанище. Учителя, школьная администрация и специалисты Центра СП собирались вместе и обсуждали ситуацию с детьми. Родители не стеснялись и рассказали нам как о своих трудностях, так и успехах. Но после того, как школы закрылись, мы редко их видели.

Родители также потеряли связь с учителями, которые ранее часто обходили весь район. Иногда какой-нибудь педагог приезжал на автобусе, чтобы встретиться с детьми, но, в основном, если надо было решить серьезную проблему. Даже оговоренные заранее встречи было трудно сохранить. Выросло число прогулов занятий в школе. Для нас это была катастрофа в плане успешной помощи детям, прежде оказываемой Центром СП.

Но такие и подобные им препятствия, возникающие на пути, не должны сдерживать нас в нашей миссии. Дети слишком драгоценны, чтобы забывать о них. Мы должны действовать и удваивать усилия, заботу и услуги, несмотря на временное отсутствие определенных ключевых факторов.

6. Предложение по обеспечению соблюдения прав детей в системе образования. Чрезвычайно важно, чтобы все, кто работает в системе образования, были знакомы с положениями Конвенции, текст которой несложно найти, включить в материалы уроков и обсудить с детьми. Затем всем педагогам необходимо запомнить самим и донести до других то, что права всегда сочетаются с ответственностью.

Уважение – важное условие жизни в сообществе с другими людьми.

Усилие – существенное условие достижения успеха в школе.

Поддержка – ключевой фактор, обеспечивающий постоянное приложение усилий и настойчивость.

Мы должны помнить, что несмотря на все разговоры об уважении прав детей, все еще остается множество детей, права которых, а иногда и несколько прав одновременно, ежедневно нарушаются. Решение этой проблемы представляет собой сложную задачу и, следовательно, требует объединения сил. В нашей практике мы часто наблюдаем непосильную ношу, которую несут на своих плечах отдельные учителя, борющиеся и добивающиеся успеха, но ценой больших личных затрат.

В одиночку невозможно справиться с этой проблемой. Все участвующие в жизни ребенка взрослые должны прийти к пониманию, что ребенок, его здоровье и школьные успехи должны оставаться в центре нашего внимания. Такое объединение важных для ребенка взрослых необходимо для осуществления эффективного действия. Не менее важно научиться делиться информацией и действовать совместно во имя достижения лучших интересов ребенка.

Короче говоря, мы не можем в одиночку действовать и преодолевать препятствия на пути к обеспечению благополучия оказавшихся в сложной ситуации детей.

Важно помнить, что право на качественное образование подразумевает ряд шагов и множество потенциальных препятствий. Чтобы добиться успеха, чрезвычайно важно организовать достаточно интенсивную и качественную стимуляцию развития ребенка в раннем возрасте. Качественная подготовка к поступлению в школу жизненно важна и должна быть повсеместной. Просто необходимо, чтобы все школы обеспечивали детям легкий доступ к качественным образовательным ресурсам и эффективным образовательным инструментам.

Каждый ребенок приходит в этот мир со своим уникальным талантом, а иногда и со многими. Если он окружен заботой «всей деревни», то нам остается лишь довести этот талант до созревания, чтобы гарантировать ребенку успех и более справедливое общество.


Литература 

Blair, C. & Razza, R.P. (2007). Relating effortful control, executive function and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten. Child Development, 78(2), 647-663.

Center on the Developing Child at Harvard University (2011). Building the Brain’s “Air Traffic Control” System: How Early Experiences Shape the Development of Executive Function. Working Paper 11. http://www.developingchild.net

Diamond, A. (2002). Normal development of prefrontal cortex from birth to young adulthood: Cognitive functions, anatomy, and biochemistry. In D.T. Stuss & R.T. Knight (eds.) Principles of Frontal Lobe Function (pp. 466-503). New York: Oxford University Press.

Espy, K., McDiarmid, M., Kwik, M., Stalets, M., Hamby, A. & Senn, T. (2004). The contribution of executive functions to emergent mathematic skills in preschool children. Developmental Neuropsychology, 26(1), 465-486.

Institut de la statistique du Québec (2014). Faible revenu et inégalité de revenu. Gouvernement du Québec, p. 1-124.

Posmer, M.I. & Rothbart, M.K. (2006). Educating the Human Brain (1st ed.) Washington DC: American Psychological Association.


1 Эта статья была впервые опубликована в Education Review Педагогического факультета Университета г. Оттава весной 2016 года. Она публикуется здесь с письменного разрешения редколлегии журнала.

2 Доктор Жиль Жюльен (Dr. Gilles Julien), орденоносец, кавалер Национального ордена Квебека, социальный педиатр, клинический директор, основатель и президент Фонда Д-ра Жюльена (Fondation du Dr Julien).

 

 

Юлия Чернова (Dec. 04, 2018)
В данной статье главным в воспитании считается уважение - к ребенку и ко всем участникам образовательного процесса. Благополучие детей напрямую зависит от взаимодействия родителей и коллектива школы. Хочется заметить, что не каждому ребенку комфортно в школе. Недостаток внимания к его личности зачастую становиться большой проблемой не только для учебного заведения. Но не стоит забывать, что соблюдение прав ребенка в образовательном учреждении это не только обязанность педагогического коллектива, но и родителей. Доктор Жиль Жюльен в своей статье рассматривают вопросы, относящиеся к уважению прав детей, говорит о несоблюдении некоторых прав детей, изложенных в Конвенции о правах ребенка. Автор подводит нас к выводу, что решение выше перечисленных вопросов возможно только при согласованном и открытом сотрудничестве педагогов, медицинских работников, представителей государства, сверстников, родителей и самих детей . Автор приходит к выводу, что права ребенка будут соблюдаться, если присутствует открытость и сотрудничество всех в согласованном плане действий.
Вера (Nov. 10, 2018)
В статье хорошо просматриваются виды сетевого взаимодействия образовательного учреждения, СП, ближнего окружения ребенка (на конкретном примере). Через пункты Конвенции автор показывает нам, что некоторые пункты стоит актуализировать при организации работы с детьми, делая акцент на уважении личности ребенка. "Уважение. Усилие. Поддержка" - три ключевых позиции, которые являются важнейшими факторами успешного воспитания и обучения, адаптации ребенка в различных социальных группах. Важно помнить о том, что только совместными усилиями мы создадим благоприятную атмосферу для детского развития и обеспечим (хотя бы частично) благополучием детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Алина Кириенко (Apr. 06, 2018)
Самым ценным в данной статье мне кажется то, что главным в воспитании автор считает уважение – к ребенку и ко всем участникам образовательного процесса. Права ребенка, по мнению Жиля Жюльена, должны соблюдаться не только в теории, но и на практике. Основной инструмент для этого – «Конвенция о правах ребенка», ссылаясь на которую, автор подчеркивает роль родителей в воспитании и обучении детей, роль системы образования и роль государства в этом процессе. Жюльен считает, что это реально – находить лучшие решения для своего ребенка, но это требует постоянного присутствия и мобилизации всех сил родителей. Ребенок при этом не объект, а субъект образовательного процесса, которые требует от родителей внимания к своим потребностям и желаниям. Если учесть, что взаимоотношения родителей и детей – это главное условие для гармоничного развития личности, то можно понять, что и многие сложности школьного образования можно решить с помощью участия родителей.
Василий Вагин (Apr. 06, 2018)
Благополучие детей напрямую зависит от взаимодействия родителей и коллектива школы. Тем не менее, между двумя этими сторонами существует устойчивая ситуация коммуникативного провала: преподавательский состав, будучи компетентен в работе, зачастую если и находится в курсе происходящего в конкретных семьях, не считает нужным проводить разъяснительную работу и включать родителей в обсуждение принимаемых решений (ведь зачем интересоваться мнением менее компетентных в вопросе людей?). Так же часто игнорируется и вопрос самоанализа и самооценивания ребенка, которому зачастую предоставляются готовые оценки его деятельности, которые нужно только принять. При этом, если сравнивать описываемую в статье ситуацию с токсичной средой и нарушением прав детей в Канаде, можно сделать вывод, что специфика проблемы в двух странах отличается. Процент детей, не окончивших школу к 20 годам, в России значительно ниже. Конфликты и "токсичность" в подростковой среде в России относятся скорее к проблеме буллинга, чем к конкретным посягательствам на физическое здоровье детей. Однако проблема безусловно актуальна и требует дальнейшего исследования.
Anastasiya (Apr. 06, 2018)
Having read article of the author, I understand on how many this subject it is topical in modern society. It is very often possible to face injustice in relation to children At the Russian schools. Every child has some own character and teachers had to find approach, but not to generalize them. The author of article shares way of the solution of this problem with readers. Of course introduction in school education experience of social pediatrics this positive phenomenon. But it shouldn't be private character but nationwide. And first of all to soil individual approach to all pupils, irrespective of race, the social status and mental capacities.
Козлов Евгений Владимирович (Apr. 05, 2018)
Статья посвящена очень актуальному в настоящее время вопросу: теме защиты прав ребенка в неблагополучных районах. Несмотря на то, что автор базируется на опыте Канады, вопросы, им поставленные, важны и в реалиях других стран: как помочь ребенку из неблагополучной семьи адаптироваться в современном обществе, получить образование и, в общем смысле, стать активным и полноправным членом гражданского общества, преодолеть инертность среды и добиться успеха в жизни? Следует согласиться с автором, что это не может стать заслугой одного человека, и тем более, что этот груз не может лечь на плечи ребёнка, каким бы талантливым он ни был. Общество должно понимать ценность любой человеческой жизни, декларируемую «Конвенцией о правах ребёнка». В этом смысле социальная педиатрия – это возможный выход, но действительного результата можно добиться только сообща. Это очевидное решение о взаимодействии семьи, школьных педагогов и сотрудников центров помощи СП следует донести до максимально большого количества людей, только тогда у детей появляется реальный шанс получить необходимую им помощь и поддержку.
Светлана Козина (Apr. 05, 2018)
В статье затрагиваются актуальные проблемы современного общества: уважение прав ребенка, его самого, сотрудничество со школой. Проблема прав ребенка постоянно обсуждается в современном мире. Хочется заметить, что не каждому ребенку комфортно в школе. Недостаток внимания к его личности зачастую становиться большой проблемой не только для учебного заведения. Но не стоит забывать, что соблюдение прав ребенка в образовательном учреждении это не только обязанность педагогического коллектива, но и родителей. Доктор Жиль Жюльен в своей статье рассматривают вопросы, относящиеся к уважению прав детей говорит о несоблюдении некоторых прав детей, изложенных в Конвенции о правах ребенка. Автор подводит нас к выводу, что решение выше перечисленных вопросов возможно только при согласованном и открытом сотрудничестве педагогов, медицинских работников, представителей государства, сверстников, родителей и самих детей .Такая направленность даст совокупность возможностей и "ситуаций успеха" для ребенка, не говоря уже об полном комплексе обеспечения прав. Можно сказать о том, что права ребенка будут соблюдаться, если присутствует открытость и сотрудничество всех, как педагогического коллектива, так и родителей.
Сергей Щепанкевич (Apr. 05, 2018)
Автор статьи "Права ребенка и система школьного образования" затрагивает очень важную тему на сегодняшний день. Нарушение прав ребенка.. у нас всегда на слуху, СМИ об этом говорит, можно сказать, каждый день.. детская психика еще не окрепла и очень сильно подвержена влиянию различных факторов. Если ребенок чувствует себя «не в своей тарелке», то психологи рекомендуют его вернуть в ту среду, где ему ранее было комфортно. Еще один важный момент- не оставлять ребенка наедине со своей бедой, проблемой, так как это влечет за собой иногда довольно таки плачевные последствия. Помогите ему советом, не дайте ему замкнуться в себе. Чтобы избежать этого - нужна совместная работа, как родителей, так и преподавателей образовательных учреждений.
Елена Лещенко (Apr. 05, 2018)
Интересная статья,спасибо. Выделяются актуальные вопросы, которые относятся к уважению прав детей,проблема не мало важна в современном мире. Проблемы сотрудничества со школой, а также положительные результаты такого сотрудничества. Отмечается, что права ребенка соблюдаются, если присутствует открытость и сотрудничество всех в согласованном плане действий.Согласна, очень важно ребенку чувствовать, что его любят,хотят слушать и понимают.В одиночку невозможно справиться с этой проблемой. Все участвующие в жизни ребенка взрослые должны прийти к пониманию, что ребенок, его здоровье и школьные успехи должны оставаться в центре нашего внимания. Такое объединение важных для ребенка взрослых необходимо для осуществления эффективного действия. Не менее важно научиться делиться информацией и действовать совместно во имя достижения лучших интересов ребенка. Короче говоря, мы не можем в одиночку действовать и преодолевать препятствия на пути к обеспечению благополучия оказавшихся в сложной ситуации детей. Именно благодаря совместной ответственности можно добиться полного раскрытия потенциала ребенка и обеспечить его благополучие.
Лукашев Юрий (Apr. 05, 2018)
Очень интересная статья. Важной мыслью является идея «Растить ребенка всем миром».В данной статье хорошо рассматриваются вопросы, относящиеся к уважению прав детей, проблемы сотрудничества со школой, а также положительные результаты такого сотрудничества. Отмечается, что права ребенка соблюдаются, если присутствует открытость и сотрудничество всех в согласованном плане действий. Именно благодаря совместной ответственности можно добиться полного раскрытия потенциала ребенка и обеспечить его благополучие.Я согласен с автором что защита интересов детей весьма актуальный вопрос нашего времени.
Nuzhnaya Natalia (Apr. 04, 2018)
В данной статье автор говорит прежде всего о коллективной ответственности с целью обеспечения соблюдения прав детей не только в теории, но и на практике. Речь идет о равноправии во всестороннем развитии детей, а основным инструментом является «Конвенция о правах ребенка». Ссылаясь на статьи этого документа, автор, в первую очередь, подчеркивает роль родителей в воспитании и обучении детей, при этом не менее важное значение имеет и всесторонняя поддержка со стороны образования и государства в целом. Автор считает, что в действительности существует подход, требующий постоянного присутствия и мобилизации сил родителей, от начала и до конца, как для сбора необходимой информации, так и для принятия решений относительно лучшего плана действий, касающихся их ребенка. «Более того, этот подход также настаивает на участии самого ребенка, тем самым обеспечивая уважение прав не только родителей, но и ребенка», - пишет доктор Жиль Жюльен. С таким утверждением трудно не согласиться, ведь взаимоотношения родителей и детей – это первостепенное, необходимое условие для гармоничного развития личности.
Антон Алексеевич Янин (Apr. 04, 2018)
Замечательная статья, спасибо. Практически со всем согласен. Говоря о социальной педиатрии, автор предлагает «задействовать силы «всей деревни» вокруг ребенка», подключив к процессу воспитания все ближайшее окружение, включая соседей. Возможно в тех районах города, где жители имеют собственные дома (как например в американских элитных кварталах дома 1-2 этажа и небольшой двор), люди интеллигентные, обеспеченные, успешные, и оттого вероятно добрые и отзывчивые, такое возможно. Однако в условиях плотной городской застройки, в многоквартирных домах спальных районов (не всегда благополучных), куда жители возвращаются после работы уставшие, возможно долго добиравшиеся к своему месту жительства, такое практически нереализуемо. Приехав домой, человек хочет лишь отдохнуть после тяжелого трудового дня и часто на детей уже сил не остается, не говоря об общении с соседями. Решением этой проблемы автор видит в «построить «деревню», основываясь на отношениях доверия вокруг ребенка. Местное сообщество должно подключиться к этому процессу и серьезно отнестись к благополучию своих детей». А как построить такую «деревню»? Если это строительство жилых районов, то возникает картина русской деревни 50-х годов прошлого века, когда большинство соседей знали друг друга и постоянно общались. Добавить централизованное воздействие со стороны образования, получится то, о чем говорит автор. Если же под строительством имеется ввиду организация социальных отношений между соседями с целью продуктивного положительного воздействия на процесс становления ребенка как целостной образованной личности, такой подход мне видится возможным только в условиях микрогрупп населения, проживающих в небольших частных домах в благополучных районах. А ведь речь идет сейчас о социально незащищенных слоях населения, о тех детях, родители которых возможно все силы устремляют в выживание семьи в условиях капитализма. Как организовать ближайшее окружение ребенка помогать ему, если взрослые едва справляются с выживанием? С другой стороны найти семью, с которой будет общаться ребенок в принципе возможно, что и предлагает автор. Однако вряд ли удастся найти такую семью в том самом неблагополучном районе. Полностью согласен, что педагоги, работающие с детьми, должны знать, что происходит в семье ребенка, общаться с родителями, выявлять причины слабой успеваемости ребенка и предлагать методы воздействия и способы решения возникших в процессе обучения проблем. Но привлечение соседей – жильцов ближайших квартир – считаю не может быть использовано в качестве одного из факторов, положительно влияющих на развитие ребенка. Говоря простым языком, соседям не до вас, у них своих проблем достаточно.
Виктория (Apr. 04, 2018)
В статье "Права ребенка и система школьного образования" затрагиваются актуальные проблемы современного общества. Такие как: уважение прав детей, сотрудничество со школой. Нередко, основной причиной, которая не позволяет современному школьнику чувствовать себя комфортно в учебном заведении является недостаточное внимание к социально-личностному развитию ребенка в образовательном процессе. Не стоит забывать, что соблюдение прав ребенка в образовательном учреждении это не только обязанность педагогического коллектива, но и родителей. Автор приходит к выводу, что права ребенка будут соблюдаться, если присутствует открытость и сотрудничество всех в согласованном плане действий.
Анатолий Михайлович Михеев (Apr. 04, 2018)
Великолепная статья! По моему мнению, актуальна в любое время! Автором статьи верно отмечено, что своевременно раскрытые способности ребёнка - залог того, что ребенок найдет свое место в будущем. Начиная с семилетнего возраста (а некоторые дети и раньше) проводят за усвоением нового материала. ФГОС нового поколения устанавливает необходимость развития у них общественно значимой и творческой активности, нравственности. Именно на это должны быть направлены наши с Вами общие усилия.
Золотухина Анастасия (Apr. 04, 2018)
Зависимость соблюдения прав ребенка в образовании от экономических и социально-культурных условий можно проследить на примере учителей, которые допускают оскорбления учеников. Здесь, прежде всего, следует говорить о педагогической культуре учителей, сложившейся в условиях, сильно отличающихся от современных. Не менее важный фактор - перегрузки учителей, вынужденных брать на себя повышенную почасовую нагрузку, чтобы хоть немного улучшить свое материальное положение. Ясно, что «замотанный» учитель не всегда может сдержаться и корректно отреагировать на действия учеников. Кроме того, в школах отсутствует орган, где оскорбленный ученик мог бы получить реальную помощь и восстановить нарушенные права. Таким образом, получается, что задекларированное право ребенка на уважение достоинства нарушается из-за отсутствия четких механизмов его реализации и сложившихся в стране социально-экономических условий. Вопрос о соблюдении прав детей в последние годы в российском обществе встает очень остро, и именно потому, что существуют разрывы между декларируемым правом и реальным его соблюдением.
Ефимова Татьяна (Apr. 04, 2018)
При нарушении прав ребенка страдает в первую очередь психологическое здоровье ребенка, т.к. детская психика еще не окрепла и подвержена даже незначительному влиянию внешних и внутренних факторов, автор статьи поднимает очень важную тему. Соблюдение прав ребенка и их защита особо актуальна в настоящую эпоху глобализации. Мы сталкиваемся с большим количеством социальных вопросов в плане воспитания детей и их взаимодействия. В целях решения данной проблемы необходимо осознание новой практики работы - поддержки и развитие социально значимых проектов в сфере образования. Нужно уметь диагностировать особенности разных соц. групп и создавать для них уникальные проекты, которые помогут создать "ситуацию успеха" для детей. У благополучного ребенка есть благополучные родители, которые могут создать условия для развития и воспитания успешной личности, но есть дети, которые лишенные этого. Поняв это, мы на своей практике создали программы, которые смогли бы компенсировать этот недостаток и дать возможность для реализации этих детей. Например, в нашем учреждении есть проекты работы с детьми ОВЗ, которые создаются с учетом особенности таких детей. Мы выезжаем в коррекционные школы с игровыми-практическими занятиями, настоящими наблюдениями Солнца в телескоп, проводим научные опыты. Например, во время игры с различными неизвестными объектами (лист Мебиуса, бутылка Клейна) дети проявляют интерес и новые эмоции, что может быть использовано как возможность позитивного воздействия и как один из элементов терапии.
Климова Зина (Apr. 03, 2018)
В этой статье отмечается, что права ребенка соблюдаются, если присутствует открытость и сотрудничество всех в согласованном плане действий,я считаю,что автор верно выражает свою мысль, так как именно благодаря совместной ответственности можно добиться полного раскрытия потенциала ребенка и обеспечить его благополучие.
Зигрюк Павел (Mar. 30, 2018)
Несомненно, проблема прав ребенка существует в наше время. Однако не стоит отделять ее от прав человека в целом. Помимо детей, у нас множество незащищенных слоев, и права их не менее важны. Также, уча детей правам, мы забываем научить их обязанностям, от этого происходит непонимание, как этими самыми правами пользоваться. Если говорить о роли родителей в воспитании детей, то как раз таки в наше время наблюдается излишняя гипер-опека, что приводит к неподготовленности детей к трудностям жизни. В мире нужно уметь выживать, понимая при этом, что рядом не всегда будет плечо старшего. К этому же относится и соперничество, а так же конфликты между подростками. Искоренить его полностью - значит убить возможность ребенка вырасти готовым к конкуренции в жизни.
Печуркина Ольга (Mar. 26, 2018)
Автор очень детально рассматривает такую проблему как права ребенка. К сожалению в современном обществе, где образование предполагает уравновешенный трехсторонний процесс - участие ребенка, его родителей и системы образования, часто именно интересы ребенка остаются невостребованными. Родители и школа знают гораздо лучше - считают они. А ведь именно уважение прав ребенка, признание этих прав делают из ребенка личность, формируют самоуважение, самооценку, создают ту благоприятную почву, на которой и вырастет стремление в образованию и творчеству, стремление реализовать себя не только в профессиональном плане, но и в социальном. Огромное спасибо автору за подробное и всестороннее рассмотрение данной темы.
Галина Леонидовна (Mar. 26, 2018)
Рассмотрев и ознакомившись со статьей автора,понимаешь, что Жульен Жиль затронул такую важную тему в обществе 21 века, это права ребёнка.Ведь действительно, если рассматривать систему современного образования очень часто можно наблюдать отсутствие договоренности и консенсуса между её основными участниками (учителями и родителями, детьми). В настоящее время семьи очень разные, с разным статусом, доходом.Существуют семьи, родители или законные представители которых ведут антисоциальный образ жизни, не выполняют своих прямых обязанностей. Все эти факторы зачастую отражаются на ребёнке, главном субъекте образовательного процесса.Кроме того, в системе образования имеет место быть такой фактор, как издевательство, насмехание, оскорбление между самими сверстниками. Автор предлагает в своей статье пути решения данной проблемы, объединить все усилия между всеми участниками образовательного процесса,внедрить в школьную практику опыт работы "социальной педиатрии". Это конечно очень хорошо,но далеко не все школы и ВУЗЫ не могут перенять и внедрить это опыт. Очень важна в данном случае поддержка государства, и самого общества, где имеют место быть моральные постулаты,основанные на любви и уважению друг к другу,к своей семье, к своему народу, воспитывая у подрастающего поколения духовно-нравственные качества,формируя его культуру. И только совместными усилиями можно защитить права ребёнка, уделяя особое внимание детям из бедных, неблагополучных семей, что будет способствовать развитию личности ребёнка, его социализации.
Павлова Ксения (Mar. 26, 2018)
Я считаю, что проблема по уважению и защите прав ребенка остается актуальной во все времена. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Следуя из этих принципов хочется сказать, что все участники воспитательного процесса в жизни ребенка должны помнить, что его здоровье, интересы и успехи должны быть в центре нашего внимания.
Александра (Mar. 24, 2018)
Полностью согласна с мнением автора. Для того, чтобы вырастить достойное поколение необходима работа всех сторон жизни ребенка. К сожалению, в последнее время, родители перекладывают ответственность на школу, а школа на родителей и общество.
Daria Zajceva (Mar. 24, 2018)
Разделяю позицию доктора Жюльен Жиль, отличная действенная инициатива. Автор выделяет школу, как центральное звено в развитии, социализации ребенка. При этом данный факт не умоляет роль семьи и общества. Ответственность за за воспитание полноценной личности, достойного гражданина, за лоббирование интересов и защиту прав детей необходимо делить между государством, семьей и обществом.В этой связи встает вопрос о формах взаимодействия указанных "институтов". Необходимое условия для организации эффективной деятельности по защите прав детей - партнерство. Распространение опыта работы "института" социальной педиатрии в рамках партнерского взаимодействия семь и школы, на мой взгляд будет иметь положительные социальные последствия, в частности, снижение количества "трудный" подростков, неблагополучных семей, показателей подростковой суицидальности и т.п. Только небезразличное отношение, сплоченность и слаженная работа по обеспечению соблюдения прав и защиты интересов детей сможет дать желаемые результаты, это и улучшение жизни отдельных детей и семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, увеличение индекса человеческого потенциала, что в конечном итоге приведет к повышению уровня благосостояния общества в целом.
Словягина Ольга (Mar. 23, 2018)
Доктор Жюльен Жиль затрагивает действительно очень актуальную тему - соблюдение прав ребенка. Очень ценна мысль автора объединить усилия родителей, школы, медицинских и других учреждений, чтобы помочь детям, столкнувшимися с трудностями как в жизненных ситуациях, так и в школе. Мало того, как видно из примеров в статье, эта идея воплощена на практике и успешно реализована в виде сотрудничества центра социальной педиатрии со школами. Однако, статья затрагивает вопросы, которые выходят далеко за рамки школьного образования. Во-первых, сам доктор указывает на то, что проблемы, связанные с нарушением прав ребенка, начинаются еще в дошкольном возрасте. Во-вторых, связь между бедностью и неудачами в области образования очевидна, но школа ведь не является причиной низких доходов некоторых семей. Это уже больше социально-экономическая проблема. Насилие в подростковой среде также имеет весьма косвенное отношение к школе. Думаю, назвать статью нужно было немного по-другому, например, «Защита прав детей: проблемы и пути их решения». С моей точки зрения, не совсем логично выстроен и вывод – красной нитью через всю статью проходит идея об объединении усилий всего общества на пути к соблюдению прав ребенка, а в конце статьи автор говорит о необходимости качественной подготовки к поступлению в школу и о легком доступе к качественным образовательным ресурсам.
Екатерина Мамедова (Mar. 23, 2018)
Доктор Жиль Жюльен в своей статье рассматривают вопросы, относящиеся к уважению прав детей говорит о несоблюдении некоторых прав детей, изложенных в Конвенции о правах ребенка. В статье так же раскрывается прямая связь между крайней бедностью и неудачами в области образования. По мнению автора причины и последствия нищеты, включают в себя отсутствие ресурсов, социальную изоляцию, риск подвергнуться жестокому обращению, отсутствие поддержки, потерю мотивации и малолетнюю преступность, все эти явления способны привести к неудачам в школе, очень часть означают нарушение прав детей. Автор раскрывает важность комплексной заботы о ребенке, в процессе организации которой непременно должны участвовать школа, семья и окружение. Именно благодаря такой совместной ответственности можно добиться полного раскрытия потенциала ребенка и обеспечить его благополучие. Так же в статье Доктор Жиль Жюльен знакомит читателя с понятием социальной педиатрии, и определяет его как эффективный инструмент для решения проблемы нарушения прав ребенка.
Katerina (Mar. 23, 2018)
Автор статьи "Права ребенка и система школьного образования" затрагивает очень важную тему на сегодняшний день. Нарушение прав ребенка.. у нас всегда на слуху, СМИ об этом говорит, можно сказать, каждый день.. детская психика еще не окрепла и очень сильно подвержена влиянию различных факторов. Если ребенок чувствует себя «не в своей тарелке», то психологи рекомендуют его вернуть в ту среду, где ему ранее было комфортно. Еще один важный момент- не оставлять ребенка наедине со своей бедой, проблемой, так как это влечет за собой иногда довольно таки плачевные последствия. Помогите ему советом, не дайте ему замкнуться в себе. Чтобы избежать этого - нужна совместная работа, как родителей, так и преподавателей образовательных учреждений.
Зейналова Елена (Mar. 22, 2018)
Соблюдение прав ребенка и их защита особо актуальна в настоящую эпоху глобализации. Мы сталкиваемся с большим количеством социальных вопросов в плане воспитания детей и их взаимодействия. В целях решения данной проблемы необходимо осознание новой практики работы - поддержки и развитие социально значимых проектов в сфере образования. Нужно уметь диагностировать особенности разных соц. групп и создавать для них уникальные проекты, которые помогут создать "ситуацию успеха" для детей. У благополучного ребенка есть благополучные родители, которые могут создать условия для развития и воспитания успешной личности, но есть дети, которые лишенные этого. Поняв это, мы на своей практике создали программы, которые смогли бы компенсировать этот недостаток и дать возможность для реализации этих детей. Например, в нашем учреждении есть проекты работы с детьми ОВЗ, которые создаются с учетом особенности таких детей. Мы выезжаем в коррекционные школы с игровыми-практическими занятиями, настоящими наблюдениями Солнца в телескоп, проводим научные опыты. Например, во время игры с неньютоновской жидкостью и экспериментами со светом, дети проявляют интерес и новые эмоции, что может быть использовано как возможность позитивного воздействия и как один из элементов терапии. В сотрудничестве с ГУФСИН нами реализуется проект пенитенциарной ресоциализации несовершеннолетних. Жизнь в условиях заключения монотонна и однообразна, мы пытаемся с помощью этого проекта увлечь участников проекта, создать положительный опыт и показать удивительный окружающий мир. Для обеспечения благополучия детей необходимо создать обширную сеть взаимодействия образовательных учреждений, начиная от работы организации с родителями, педагогическим коллективом, заканчивая высшими государственными структурами.
Головач Алина (Mar. 18, 2018)
Несмотря на всеобщую мировую демократизацию и развитие вопросов образования, проблемы, связанные с защитой прав детей и обеспечения их достойного уровня развития остаются актуальными для всех стран и народов, с разницей лишь в масштабности проблем. Доктор Жиль Жюльен в своей статье приводит нас к выводу, что решение выше перечисленных вопросов возможно только при согласованном и открытом сотрудничестве педагогов, медицинских работников, представителей государства, сверстников, родителей и самих детей ("всей деревни"). Такая направленность даст совокупность возможностей и "ситуаций успеха" для ребенка, не говоря уже об полном комплексе обеспечения прав.
Эрнест (Mar. 15, 2018)
Считаю что вопросы на тему сотрудничества со школой, а также положительные результаты такого сотрудничества которые затрагивает автор действительно очень важны и актуальны в наше время. Ведь действительно права ребенка соблюдаются только в том случае, когда присутствует открытость и сотрудничество всех в согласованном плане действий.
Виктория Сумина (Mar. 15, 2018)
Автор статьи поднимает очень важную проблему, ведь при нарушении прав ребенка страдает прежде всего его психологическое здоровье, т.к. детская психика еще не окрепла и подвержена даже незначительному влиянию внешних и внутренних факторов. В первом примере автор статьи отмечает, на мой взгляд, очень верные действия по отношению к девочке. Когда ребенок чувствует себя подавленным, испытывает равнодушие или тревогу, вернуть его в комфортную среду действительно может его увлечение. У него появляется мотивация и интерес к тому делу, которым он занимается, следовательно негативные мысли постепенно уходят. Своеобразная арт-терапия. Ребенок не должен оставаться один на один со своей бедой, со своими проблемами. В таком случае он может совсем замкнуться в себе. Задача взрослых, учителей, наставников вовремя увидеть проблему и помочь справиться ребенку с ней вместе, во взаимодействии. Важно помнить, что здоровье и школьные успехи ребенка напрямую зависят от "комфортности" общества, которое его окружает. А значит каждому ребенку, столкнувшимся с такой проблемой, нужна помощь.
Вероника Крекотнева (Mar. 12, 2018)
Полностью согласна с автором статьи. Таланты и способности ребёнка - самое главное, на что стоит обращать внимание взрослым. Ведь именно таланты позволят детям найти себя в жизни, выбрать профессию. Так как в школе дети проводят большую часть своего времени с 7 лет и практически до совершеннолетия, а именно в это время развиваются детские таланты и способности. Каждый взрослый, принимающий участие в жизни ребёнка, в идеале, должен обратить внимание на это. В современной традиционной системе образования учителю сложно уделить внимание каждому ученику в классе за 45 минут урока. Ведь некоторые способности выходят за рамки урочной системы. На уроке математики не потанцуешь, а на физической культуре не проявишь свои художественные способности. Современный урок по ФГОС имеет свою цель, заключающуюся во всестороннем развитии личности, поэтому и используются методы, задания, способы, приёмы для раскрытия всех талантов и интересов детей. Будем надеяться, что в будущем такой проблемы не будет, и права ребёнка, его интересы и способности будут на первом месте в системе образования, а не отчёты, формы, традиции.
Филимонова Ольга (Mar. 06, 2018)
Зависимость соблюдения прав ребенка в образовании от экономических и социально-культурных условий можно проследить на примере учителей, которые допускают оскорбления учеников. Здесь, прежде всего, следует говорить о педагогической культуре учителей, сложившейся в условиях, сильно отличающихся от современных. Не менее важный фактор - перегрузки учителей, вынужденных брать на себя повышенную почасовую нагрузку, чтобы хоть немного улучшить свое материальное положение. Ясно, что «замотанный» учитель не всегда может сдержаться и корректно отреагировать на действия учеников. Кроме того, в школах отсутствует орган, где оскорбленный ученик мог бы получить реальную помощь и восстановить нарушенные права. Таким образом, получается, что задекларированное право ребенка на уважение достоинства нарушается из-за отсутствия четких механизмов его реализации и сложившихся в стране социально-экономических условий. Вопрос о соблюдении прав детей в последние годы в российском обществе встает очень остро, и именно потому, что существуют разрывы между декларируемым правом и реальным его соблюдением.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum